ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

Главным направлением во Фландрии стало ба­рокко, однако фламандское барокко значительным образом отличается от итальянского: произведения фламанд­цев наполнены ощущением красочного богатства мира, стихийной мощи че­ловека и восхищением изобилием при­роды. Фламандские художники развивали бытовой жанр, в котором проявилось острокритическое отношение к дейст­вительности, нашла отражение жизнь
нидерландского народа.

Натюрморт в XVII в. окончательно утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материаль­ному миру, зародившийся еще в ни­дерландской «живописи вещей» нача­ла XV в. Фламандские натюрморты, прославляющие красоту земного бы­тия, богатство плодов земли и моря, жизнерадостны и декоративны. Полот­на, крупные по размерам, яркие по колориту, служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати.

В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем в Италии, получа­ют развитие реалистические черты. Фламандские живописцы Рубенс, Ван Дейк, Йордане, Снейдерс запечатле­ли материальную красоту природы и образ сильного, энергичного, пышащего здоровьем человека. Период расцвета фламандского ба­рокко приходится на первую полови­ну XVII в.

 

Главой фламандской школы живо­писи был Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640). В его творчестве выражены на­циональный вариант стиля барокко и реалистические черты. Разнообразно одаренный, блестяще образованный Рубенс был живописцем, графиком, архитектором-декоратором, оформи­телем театральных зрелищ, талантли­вым дипломатом и ученым. Он пользо­вался почетом и уважением при кня­жеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс писал портреты, картины на мифологические и библейские темы, расписывал церкви, оформлял двор­цы и площади по случаю торжествен­ных событий. Он в основном работал со своими учениками, часто задавая только эскиз композиции и проходя его кистью в самый последний момент. Его многочисленные картины полны напряженной динамики, колористи­ческого богатства, страстного жизне-утверждения.

Выделяют три этапа творческого пути Рубенса: ранний — до 1620 г., зрелый — 1620 — 1630-е годы и позд­ний — последнее десятилетие его жиз­ни. В ранний период барочная стили­стика воспринимается Рубенсом сквозь призму живописи Караваджо. В «Воздвижений креста», «Снятии с крест-художник выбирает резкие ракурсы фигур, пятна света и тени располагает таким образом, что они не только под­черкивают форму, но и вызывают тре­вожные ощущения. Взаимодействие персонажей внутри композиции до­полняется взаимодействием со зрите­лем, от которого ждут ответных эмо­ций. Пространство картины решается как часть необъятного мира.

Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко. Все главные черты этого стиля: преоблада­ние чувства над рассудочностью, ди­намизм форм и торжество декоратив­ного начала — составляют основу его творчества. Композиционные приемы Рубенса, колорит его картин являют­ся эталонами для типично барочной картины. А портреты, особенно жен­ские, восхитительно прекрасны. Летящая техника позволяет художнику передать сияние перламутровой кожи, блеск и шелковистость волос, пышные формы. Среди поздних портретов вы­деляются изображения второй жены художника Елены Фоурмен — с деть­ми и обнаженной с накинутой на пле­чи шубой ((«Шубка»). Черты жены Ру­бенса узнаются в таких картинах, как «Андромеда» и «Вирсавия».

 

Младшим современником Рубенса и его талантливым учеником был Антонис Ван Дейк (1599 — 1641), просла­вившийся как блестящий автор парад-гных портретов. Он подолгу работал в Италии, Англии и создал особый тип реалистического портрета, облагоражи­вающий модель. Художник придавал большое значение выражению лица, жестам рук. Его герои — светские люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии или мечтательности. Они изящны, уверенны, интеллектуальны. Наиболее значительные произведения Ван Дейка — «Мужской портрет» (1620-е годы), портреты Марии Луизы де Тассис (1627—1632), английского короля Карла I (ок. 1635), Корнелиса пан дер Песта (1621), автопортреты. Разработанный тип аристократического портрета оказал значительное влияние на дальнейшее развитие англ и европ. Портретной живописи.

«Семейный портрет» Эта картина на нашей репродукции - одна из наиболее ярких страниц в творчестве Ван Дейка.

 

И вместе с тем - одна из наиболее загадочных. Трудно сопротивляться властному обаянию «Семейного портрета», его интригующей силе; он будит воображение, заставляет домысливать характеры, думать об участи молодой семьи, которую Ван Дейк изобразил с таким мастерством и сочувствием.

 

Вглядимся, и чем дольше мы будем смотреть, тем труднее будет истолковать выражения этих прекрасных лиц. Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо... Конечно, в известном смысле, гениальная живопись всегда загадочна, но тут приходится говорить скорей о фактической, чем о живописной стороне дела.

 

Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «вандейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом?

 

Психологическая драматургия образа великолепна: Ван Дейк показал, что вся полнота счастья, которым проникнут этот человек, не исключает, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того - глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы то ни стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы.

 

В этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль; мужчина, несомненно, в центре портрета. Внимательный зритель заметит, что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, написав ее как бы в ином пространстве; оно, конечно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе...

Франс Снейдерс (1579—1657) был крупным мастером монументального декоративного натюрморта из даров природы и «охотничьих сцен». Его на­тюрморты — это сказочное изобилие полотна заполняют сочные фрукты, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы. Предметы на­громождены горами, заслоняют друг друга, свисают со столов и падают на пол. Контрастные цветовые сочетания, разнообразные фактуры выявляют де­коративные качества натуры. Щедрые дары ярким пятном выделяются на нейтральном фоне. Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделен­ными необычайной жизненной силой («Натюрморт с лебедем»). Краски, фор­мы ласкают взор и славят изобилие Фландрии («Фруктовая лавка», «Мяс­ная лавка»). Равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и прилав­ков создают впечатление целостности, монументальности композиции.

Снейдерс был другом Рубенса, бла­годаря которому развил свое живопис­ное мастерство. Встречающиеся на кар­тинах Снейдерса человеческие фигу­ры, как правило, писали другие ху­дожники, в том числе Рубенс и Ван Дейк.

 

 

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ 17 в. (Хальс, Рембрандт, малые голландцы)