рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. БАРОККО

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. БАРОККО - раздел История, Искусство Западной Европы Xvii В. (Барокко) По Срав...

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. (БАРОККО)

По сравнению с эпохой Возрожде­ния искусство XVII в. сложнее, проти-норечивее. Целостное поэтическое вос­приятие мира, характерное для Возрож­дения, разрушается, идеал гармонии и ясности кажется недосягаемым. При этом образ человека по-прежнему ос­тается в центре внимания художника.

В XVII в. в Италии, Фландрии, Гол­ландии, Испании, Франции завер­шился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определилось как условиями исторического разви­тия, так и художественной традицией. Художники XVII в. во многом опира­лись на достижения эпохи Возрожде­ния и расширили круг своих интересов, что привело к многообразию жанро­вых форм. В изобразительном искусст­ве наряду с мифологическим и библей­ским жанрами самостоятельное место занимают бытовой жанр, пейзаж, пор­трет, натюрморт.

Сложная борьба социальных сил породила и разнообразие идейно-ху­дожественных течений. В отличие от предшествующих исторических пери­одов, когда искусство в течение не­скольких веков развивалось в рамках однородных больших стилей (роман­ский стиль, готика, Возрождение), XVII в. характеризуют два больших сти­ля — барокко и классицизм.

Барокко — художественный стиль, преобладающий в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII в. Он зародился в Италии и распространил­ся в других странах после эпохи Ре­нессанса. Название стиля барокко про­исходит от португальского Ьагоссо — «жемчужина неправильной формы»; в значении «причудливый», «стран­ный», «изменчивый» это слово вошло в европейские языки. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в дви­жении и борьбе случайных изменчи­вых стихийных сил.

Стиль барокко выражал идеи без­граничности и многообразия мира. Че­ловек в искусстве барокко восприни­мался как сложная личность, пережи­вающая драматические конфликты. Мир изменился необратимо. Все не­обычное, загадочное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и правильное — скучным и унылым.

Особенность барокко — более эмо­циональный контакт со зрителем, чем в предыдущую эпоху. Барокко поста­вило перед собой задачу объединить проблемы Средневековья и Возрожде­ния: одновременно включить зрителя в художественное действо и противо­поставить ему мир. Легче всего по­добную задачу решать в архитектуре, но она разрешима и в живописи. На­пример, Веласкес в картине «Менины» выстраивает сложную систему от­ражений.

Основные черты барокко — стиля, прославлявшего могущество знати и церкви, — парадность, торжествен­ность, динамичность. Искусству барок­ко свойственны смелые контрасты масштабов, цвета, света и тени, совме­щение реальности и фантазии. Для ба­рокко характерны слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимо­проникновение архитектуры, скульп­туры, живописи и декоративного искус­ства, которые утрачивают обособлен­ность и стремятся обогатить друг друга.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

С усилением католицизма и фео­дальной реакции связано формирова­ние стиля барокко, одним из главных центров которого, как уже говорилось, была…   Реалистическое направление в ита­льянском искусстве XVII в. нашло паи более полное выражение в творчестве Микеланджело…

Ранние работы мастера «Больном Вакх», «Мальчик с корзиной фрук тов», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Вакх» — это пристальное тля дывание в жизнь, осознание ценности всякой будто бы незначительном мелочи. Художник много сил вложим в развитие жанра натюрморта, писал композиции с цистами и фруктами Караваджо одними из первых обратился к бытовому жанру, изображая уличных мальчишек, посетителей кабач­ков и других представителей простого парода. Художник стремился запе­чатлеть на своих полотнах характерные типажи.

К числу таких картин относится картина «Юноша с лютней» (ок. 1595). На темном фоне выделяется ярко ос­вещенный силуэт изображенного по пояс молодого музыканта. Художник мастерски владеет светотеневой моде­лировкой формы, точно передает неж­ные черты лица, лежащие на столе предметы. Болезненному изяществу маньеризма и патетике барокко он пытается противопоставить красоту и естественность повседневного.

Целостность и замкнутость композиции, монументальность и значитель­ное ть религиозных сюжетов («Призва­ние апостола Матфея», «Распятие апо­стола Петра», «Обращение апостола Павла», «Положение во гроб», «Успе­ние Марии») сближают Караваджо с мастерами Возрождения.

Прием контрастной светотени — ха­рактерная черта творчества Караваджо. Резкий источник света в произведениях Караваджо выхватывает самое важное: например, фигуру святого Петра, лицо Христа, зовущего с собой сидящих за столом людей, среди которых Мат­фей, потрясенный тем, что Иисус из­брал именно его («Призвание апосто­ла Матфея», 1596— 1601), или опла­киваемую Марию («Успение Марии», 1605-1606).

Свойственное художнику противо­поставление бытового и возвышенно­го рождает новые ощущения и пора­жает зрителя. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В Италии нашлось много последователей Караваджо, получивших название «караваджисты». Значительно то, что воздействовал на реализм в европейском искусстве.

 

ИСКУССТВО ИСПАНИИ

XVII век был «золотым веком» ис­панской живописи. Уже в первые де­сятилетия века здесь преобладала реа­листическая тенденция, чему способсвовали распространение караваджизма и приток произведений искусства из Италии.

Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи, насту­пил в первой половине XVII в. В эту эпоху творили такие замечательные ма­стера, как Хусепе Рибера, Франциско ('урбаран, Диего Веласкес. Передовые веяния ярко проявились в художествен­ной жизни Севильи и Валенсии.

Непревзойденным гением живопи­си был Диего Родригес де Сильва Ве­ласкес (1599—1660). В произведениях «Старая кухарка», «Служанка-мулат­ка», «Музыканты», «Завтрак двух юно­шей», «Водонос» фигуры, выдвинутые на передний план, контрастно осве­щены, точно передана внешность мо­делей.

В 1623 г. Веласкес стал придворным живописцем короля. Он писал Филип­па IV, королеву, инфанта и инфанту в разном возрасте и с различными ак­сессуарами, а также приближенных короля. Талант «документального» вос­произведения натуры как нельзя бо­лее отвечал требованиям аристократии и дворянства. Виртуозным мастером показал себя Веласкес и в тематиче­ских картинах на сюжеты из светской и духовной истории.

В картине «Сдача Бреды» художник показал эпизод войны Испании с Нидерландами: на переднем плане побежденный командующий гарнизо­на нидерландской Бреды вручает ключ от города испанскому полководцу Ам->рочио Спиноле. Драматические собы­тия раскрываются через тонкие психо-иогичсскис характеристики главных дейстнующих лиц, написанных с порт­ретной достоверностью. Гордые испан­ские гранды с утонченными лицами, строгой пыпранкой образую'!1 компакт высится лес копий. Нидерландские воины с мужественными лицами скло­нили свои копья и знамена перед не­приятелем.

Идейный и композиционный центр картины совпадают. Это — эпизод пе­редачи ключа. Пейзаж со следами во­енных действий, дымом пожаров до­полняет сюжет. Богатство красочной палитры, построенной на валерах (тон­чайших цветовых нюансах), передача световоздушной среды характеризуют творчество Веласкеса. Он отказался от традиционной в XVII в. парадно-алле­горической трактовки батальной темы и положил начало реализму в истори­ческой живописи.

Новаторские композиционные по­иски особенно ярко воплотились в ра­ботах Вела'скёса 1650-х годов: «Мёнй-ны» (1656) и «Пряхи» (1657).

В картине «Менины» с помощью композиционных приемов художник Воплощает Изменчивость жизни, красо­ты и уродства, добра и зла Полотно является одновременно и групповым портретом, и жанровой сценой из жизни королевского двора. В просторном зале изображена инфан­та'Маргарита в сопровождении своей свиты — фрейлин («менин»), карли­ков и придворных. Здесь же и сам Ве­ласкес перед большим холстом с па­литрой и кистью в руках. В зеркале, висящем на задней стене, отражены фигуры короля и королевы, вероятно, позирующих художнику. Принято счи­тать, что приход инфанты Маргариты прервал работу над портретом коро­левской четы, но возможны и другие толкования сюжета.

Мы не видим, что рисует худож­ник, но если предположить, что он изобразил увиденную нами сцену, то, значит, на нарисованной картине тоже изображен художник, работающий над той же картиной, и гак до бесконечности. На этом полотне два композицион­ных центра. Один — это инфанта, а другой — два равновеликих пятна на дальнем плане: зеркало и дверной про­ем, в котором виден темный мужской силуэт. Кто этот человек и какова его роль в запечатленной сцене, остается только гадать.

Гармоничен и целен колорит кар­тины. В нем доминируют зеленовато-серебристые и золотисто-коричневые тона, дополненные немногими крас­ными акцентами. Мягкий свет смягча­ет контуры и объединяет фигуры.

 

Открытия веласкеса в области света и цвета оказало влияние на ис4кусство последующих веков.

 

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

Натюрморт в XVII в. окончательно утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материаль­ному миру, зародившийся еще в… В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем в Италии, получа­ют развитие…  

Северные Нидерланды после побе­ды над испанской монархией стали называться Голландией по имени са­мой большой провинции.

Пути развития голландской архи­тектуры определялись новым обще­ственным укладом и специфическими природными условиями. Необходи­мость вести постоянную борьбу с оке­аном, грозящим затопить большую часть страны, вызвала появление мощ­ных гидротехнических сооружений: плотин и дамб, шлюзов и каналов. Облик больших городов был необы­чайно живописным из-за обилия воды и зелени, своеобразного вида зданий.

Во второй половине XVII в. в архитек­туре получил распространение клас­сицизм. Голландский вариант этого стиля отличался упрощенностью и су­ховатостью.

Ведущим видом искусства в рас­сматриваемый период в Голландии была живопись. Здесь сложилось не­сколько живописных школ, объединяв­ших крупных мастеров и их последо­вателей: Франса Хальса - в Гарлеме, Рембрандта — в Амстердаме,Фабри­циусаи Вермера — в Дельфте.

Вкусы буржуазного общества пред­определяли пути развития голланд­ского искусства. Художник всецело окаазывался в зависимости от запросов рынка. Бурное развитие живописи объяснялось не только спросом на кар­тины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар. Если талантливый художник от­стаивал свою самостоятельность в воп­росах творчества, подобно Хальсу и Рембрандту, то он оказывался изоли­рованным, безвременно погибал в нужде и одиночестве.

Главным объектом изображения для голландских художников была окружа­ющая действительность. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистиче­ских тенденций, ведущее место в живо­писи заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.Специализация каждого художника на определенном жанре способствовала отточенности его мастерства. Только самые крупные из голландских художников писали и пейзажи, и натюрморты, работали в разных жанрах.

В каждом жанре существовали свои излюбленные темы. Так, например, среди пейзажистов были маринисты, живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, зимние пейзажи или пейзажи с лун­ным светом; среди тех, кто специали­зировался на натюрмортах, — мастера «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Возможно, что именно из-за такой узкой специализации или небольшого размера картин этих художников про­звали малыми голландцами.

 

Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (ок. 1580—1666). Смелый нова­тор, он разрушил сложившиеся до него каноны портрета XVI в. Его интересо­вал не аристократ, изображенный со­гласно своему общественному положе­нию в величественно-торжественной позе и парадном костюме, а человек во всей своей естественной сущности, характерности. М портретах Хальса пред ставлены все слои общества: бюргеры, офицеры, ремесленники, крестьяне. Хальс изображал своих героев без при­крас. Он расширил рамки портретного жанра, вводя сюжетные элементы, за­печатлевая портретируемых в дейст­вии, в конкретной жизненной ситуации. Художник добивался эмоциональной силы и жизненности характеристик своих моделей, акцентируя точно схва­ченные мимику, жест, позу.

Широкую популярность Хальсу снискали групповые портреты офице­ров стрелковой роты Св. Георгия и стрелковой роты Св. Адриана. Жизне­радостное с оттенком юмора настрое­ние объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет глав­ного героя, все присутствующие — равноправные участники.

Хальс — живописец смеха, зарази­тельной улыбки. Искрящимся весель­ем оживляет художник лица предста­вителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его пер­сонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.

Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (ок. 1630). Он восхи­щается гордой посадкой головы в оре­оле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, не­зависимостью молодой женщины. Скользящие лучи света, бегущие обла­ка, на фоне которых написана цыган­ка, наполняют образ трепетом жизни. Свободная живописная манера выде­ляет этот портрет, делая его одним из лучших произведений Хальса. По силе характеристики образа свободолюби­вой цыганки, живописным достоин­ствам портрет явно опережает свое время и прокладывает новые пути раз­вития западноевропейской живописи.

Портреты Хальса разнообразны по темам и образам, но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Поздняя манера ху­дожника становится более сдержанной. Его жизнерадостные портреты уже не в моде, и он изображает напыщенных вы­сокомерных молодых людей, чопорных старух и стариков («Портрет молодого человека», «Регентши богадельни в Хар­леме» и др.). Умер Хальс в бедности.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 —1669) — одна из вер­шин мировой живописи. Рембрандт открывает новые возможности свето-тени как средства образного выраже­ния: она не только образует объем и форму, но и задает эмоциональную тональность картинам.С 1631 г., когда художник поселился в Амстердаме, на­чинается десятилетний этап его твор­ческого пути, принесший Рембрандту славу. Произведения дорого продают­ся, мастерская полна учеников.В 1634 г. Рембрандт берет в жены богатую патри­цианку Саскию ван Эйленбурх. В это время художник пишет много заказных портретов. В 1630е годы среди картин Рембрандта на библейские темы и мофологические «страсти Христа», «Ослепление Самсона» и т.п. Выдающимся является «ДАНАЯ», представляющая параллель знаменитым картинам все­мирно известных мастеров (в первую очередь Тициана и Рубенса) на тот же сюжет. Рембрандт показывает сложную гамму чувств Данаи, которую отец, зная по предсказаниям, что ее сын убьет его, заключил в подземную баш­ню. Зевс перехитрил отца Данаи и в виде золотого дождя пришел к ней. Герои­ня полна радости узнавания, открыта навстречу новым событиям.

Вступая в период творческой зре­лости, Рембрандт создает грандиозный по размерам «Ночной дозор» (1642). Это групповой портрет стрелков роты ка­питана Баннинга Кока.В этой работе Рембрандт пытается соединить раз­личные пространства, разные точки зрения, показать множественность на­строений, характеров, действий. Цело­стность композиции достигается таким приемом: центральную группу и груп­пу слева связывает световым пятном странная фигурка то ли девочки, то ли карлицы, перебегающей слева напра­во. У современников картина вызвала много толков и споров.

Со временем окончания работы над «Ночным дозором» совпадает серьез­ный перелом в судьбе мастера: после смерти Саскии ее родственники враж­дебно отнеслись к художнику — и в высшие, патрицианские круги вход для него был закрыт.

Рембрандт получает меньше зака­зов, ведет замкнутый образ жизни. Он пишет знаменитое «Святое семейство» (1645), «Пейзаж с руиной» (1650), «Пейзаж с мельницей». С 1650 г. начи­нается последний, самый трагический период жизни художника. В 1656 г. он объявляется банкротом за неуплату долгов, затем умирают его любимый сын Титус и вторая жена, преданная по­мощница Хендрикье Стоффель. В со­стоянии продельной драматической напряженности н последние десять лет аи и 1Н Рембрандт создаст лучшие спои произведения: «Иаков, благословляю­щий сыновей Иосифа», «Отречение апостола Петра», «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Заговор Юлия Цивили-са», «Давид перед Саулом», портрет Яна Сикса, «Синдики» — групповой портрет старшин цеха суконщиков, автопортреты. Глубокая одухотворен­ность образов, исключительная эмо­циональная насыщенность звучания будто горящих изнутри цветов харак­терны для этих полотен.

Погруженный в раздумье старый человек, несущий на себе груз прожи­того, — один из самых проникновен­ных образов в искусстве Рембрандта («Портрет старика в красном», «Пор­трет пожилой женщины» и др.). Жи­вописным завещанием художника и эпилогом его творческих исканий ста­ло полотно «Возвращение блудного сына» (1663, Эрмитаж). Произведение выра­жает христианскую идею отцовской любви и прощения.

Сюжет картины навеян евангель­ской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вер­нулся после скитаний по свету. Живо­писуя рубище скитальца, Рембрандт показывает пройденный сыном тяж­кий путь. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям за­блудшего сына. Глубина пространства передается последовательным ослабле­нием светотеневых и цветовых контра­стов, начиная от первого плана. Так, фигуры свидетелей сцены прощения постепенно растворяются в полумраке.

Главное в картине — фигуры коле­нопреклоненного сына и склонивше­гося над ним отца — Рембрандт выде­ляет светом. Композиционный центр находится почти у левого края карти­ны. Художник уравновешивает компо­зицию ярко освещенной фигурой стар­шего сына, стоящего справа. Слепой отец положил руки па плечи сына н знак прошения. В этом жесте муд рость старости, боль и тоска, накопив­шиеся за прожитые в тревоге годы, все­прощение. Написанное в конце нелег­кой жизни художника, отвергнутого своим временем, это монументальное изображение евангельской сцены ста­ло выражением его глубокой веры в силу добра и любви.

Шедевры мастера вывели искусст­во к новым рубежам, по-новому поставили проблемы бытия мира и человека.

Еще одним великим голландским живописцем был Ян Вермер Делфтский (1632—1675).Относится к малым голландцам. Его творчество отличали тончайший колорит, безуко­ризненный вкус, филигранная техни­ка. С помощью этих средств художник добивался поэтичности, цельности и красоты образов. Большое внимание он уделял точной передаче нюансов световоздушной среды. Художественное наследие Вермера невелико, потому что он очень долго и с необычайной тщательностью работал над каждым полотном. Среди шедевров такие произведения как: «У сводни» «Девушка с письмом» «Кружевница» и т.д.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: искусство, Западной, Европы, XVII, барокко0.085

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. БАРОККО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Литература Западной Европы XVII века
Феодально-католическая реакция торжествует в Италии свою победу. Страна как бы обратилась вспять, и даже укрепившаяся было буржуазия оставляет свои… Примерно такое же превращение претерпела и Германия, на экономическую,… Приток золота из Америки прекратился, а между тем внутренняя хозяйственная жизнь в стране, ее собственное производство…

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века
Оба стиля характе¬ризуют время правления Наполеона Бонапарта. С 60-х годов XVIII в. французские мастера обратились к классицизму. В его формировании большую роль сыграли раскопки 1719 г. в Гер¬кулануме и 1748 г. в Помпеях.Классицизм (от лат.…

Искусство Западной Европы
В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками колодцами. Более удачной… Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия — в предместья,… В европейском зодчестве середины XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч "эклектикос" - "выбирающий") –…

Геополитика нефти (Западная Европа)
В результате маржа нефтепереработки несколько выросла, пусть и с заниженного уровня. • Падение спроса на нефтепродукты между первым и вторым… Возможно, потребуется пополнить и запасы сырой нефти. • Согласно прогнозам в… Пересмотренная в сторону понижения величина запасов на конец декабря, равная 46,5 млн. баррелей, увеличила месячное…

Средневековье. Западная Европа (XI - XV в.в.)

Готическое течение в Западной Европе
Процитируем Гоголя.Вот какими сравнениями он характеризует средниевека величественные, как колоссальный готическийхрам, темные, мрачные, как его… Соборы не снаружи, ни внутри не кажутсяподавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизнисредневекового города. Они рассчитаны намноголюдье, чтобы вокруг…

Эволюция процесса международной экономической интеграции в Западной Европе
В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран -… Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция,… Автор остановил свой выбор на следующей теме Эволюция процесса международной экономической интеграции в Западной…

Средневековая культура Западной Европы
Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь… Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было… Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция…

Вассально-ленные отношения. Утверждение феодального строя в странах Западной Европы
При всем своеобразии развития отдельных стран в них отчетливо выступают общие черты, характерные для сложившегося феодального способа производства.… Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью… На раннем этапе развития феодализма господствует натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не…

Право в средние века в странах западной Европы
Важнейшее значение в качестве источника права имела Салическая Правда - Lex Salica.Первоначальный текст Салической Правды предположительно был… Важнейшим источником права являлись акты королей эдикты, декреты, предписания… У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община марка. В…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Особенности средневекового искусства Западной Европы Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспресии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и… Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части… В композициях преобладает плоскостное начало.Фигуры располагаются в пределах верктикальных поверхностей, причем…
  • Зарубежное искусство XVII века ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ...
  • Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе Работы О. Шпенглера и А. Тойнби, получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и… В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась.Теория же… Ключевая категория социологическая теория права живое право, то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе.…
  • ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В На сайте allrefs.net читайте: ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В. Т В Берченко...
  • Культура Возрождения в Западной Европе Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры Развивается… Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают… Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны.Приблизительны и хронологические границы в…