1. Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.
2. С какими событиями отечественной истории 1920-1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.
3. Работа с источником.
1. Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность
В общественном движении пореформенной России спорили, конкурировали, боролись за влияние те же течения, которые оформились в 30—50-е гг. XIX в. — накануне «великих реформ».
Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855—1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. "Этому способствовали польское восстание 1863 г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 — 1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М.Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности. Они отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность «учиться у Европы». Следовало, как говорилось в написанном Победоносцевым манифесте в связи с коронацией Александра III, «утверждать и охранять самодержавную власть для блага народного от всяких на нее поползновений».
Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной самостоятельной силой. Томe были свои причины. «Великие реформы» были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гг. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.). Критиковать правительство или требовать от него немедленного принятия конституции и представительного правления они и не хотели, и не могли. Их голос либо сливался с голосом власти, либо просто не был слышен. Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского пореформенного либерализма были К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, А.И. Кошелев и др. События 1 марта 1881 г. были восприняты либералами как громадная трагедия. Их влияние па Александра III и власть было весьма незначительным. Либерализм на долгие годы «ушел в себя», отказался от участия в большой политике.
Радикальное течение. Волнения крестьян, недовольных реформой 1861 г., активизировали другие слои общества, особенно студенчество и интеллигенцию.
Активными участниками революционного подъема 70-х годов XIX в. стали народники. Под народничеством понималось стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс и крестьянства. Народники пошли в народ, работали плотниками, учителями, врачами и т. д., чтобы поднять его на революцию. Они считали, что Россия, минуя капитализм, может перейти к социализму. Основой будущей социалистической революции они считали крестьянскую общину с ее коллективистскими началами. Народники отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем, разделялись на три основных направления: «лавристов», или пропагандистов (П.Л. Лавров), «бакунистов», или бунтарей (М.А. Бакунин), заговорщиков (П.Н. Ткачев). В сочинениях идеологов революционного народничества были разработаны идеи социального переустройства, тактика революционной борьбы.
Бакуниносновной задачей считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движение силы видел в крестьянском бунте и люмпен-пролетариате.
Лавровосновной задачей считал пропаганду революционных идей интеллигенцией среди крестьянства.
Ткачеввозглавлял сравнительно малочисленное направление. Возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверх) социалистических преобразовании.
В 1874 г. началось «хождение в народ» — массовое стихийное движение пропагандистов в районы, где исторически были мощные крестьянские выступления: Дон, Поволжье, Урал. Но расчеты на «мужика-социалиста» оказались ошибочными. Социалистические идеи были чужды крестьянам.
«Хождение в народ» закончилось массовыми арестами более тысячи народников. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации. В 1876 г. создана «Земля и воля». Ее цель — передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1879 г. организация распадается на две организации: «Черный передел» (Плеханов и др.) и «Народная воля» (Желябов, Перовская и др.). Первая остается на позициях пропаганды, вторая переходит к массовому террору против чиновников и царя. Они считали, что террор поднимет общество на всеобщую революцию, в результате которой будет ликвидировано самодержавие, введены демократические свободы и всеобщее избирательное право. 1 марта 1881 г. «Народная воля» убивает царя Александра II. Но революции не произошло. Крестьяне сплотились вокруг царя. Пользуясь возмущением населения, новый царь начинает политические репрессии. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.
2. С какими событиями отечественной истории 1920-1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали
Эти понятия связаны с событиями подписания Договора о создании СССР в 1922 г.
Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И.В. Сталина). Его авторы утверждали, что объединение республик в реальную, как они ее называли, федерацию (в противовес фиктивной, когда официальные речи о независимости республик прикрывают фактическое всесилие центра) приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик,
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что реальная федерация будет полезна нетолько с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем и др. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В.И. Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных республик».
Именно этот проект лежал в основе Договора, подписанного 27 декабря и поддержанного I Всесоюзным съездом Советов 30 декабря 1922 г.