Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба вой­ска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на за­мёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он по­крылся кровью.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воз­духу, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

В отрывке из летописи речь идет о битве между рыцарями Ли­вонского ордена и войском новгородского князя Александра Нев­ского, состоявшейся 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Она вошла в историю как Ледовое побоище. Слово «лед» несколько раз упоминается в этом отрывке: «лед на замерзшем озере подломился», «и не видно было льда», «7 верст по льду»,.. В ожесточенном сражении немцы-рыцари были разгромлены. Более десяти лет по­сле этой битвы Ливонский орден не решался напасть на Русские земли.

3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о ка­ком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознес Бог нашего князя за по­беду над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно за­стонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья... бе­гите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика броси­лись в бегство...»

В данном отрывке из летописной повести идет речь о Куликов­ской битве, которая состоялась 8 сентября 1380 г. Об этом говорит прежде всего упоминание места битвы — за Доном вблизи впадения в него реки Непрядвы. Рассказ о Мамае темнике хана, мечтавшем о восстановлении былого могущества Орды, о бегстве ордынцев, раз­мах сражения, — все свидетельствует о том, что это Куликовская битва. Наконец, слова: «И вознес Бог нашего князя за победу над иноплеменниками» — подтверждают известный факт, что князь Дмитрий Донской, руководивший битвой, был канонизирован Рус­ской православной церковью.

4. Прочтите отрывок из сочинении Н..М. Карамзина и укажи­те, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основа­нии чего вы это определили.

«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»

Н.М. Карамзин рассказывает о преподобном Сергии Радонеж­ском (ок. 1312-1392) основателе Троицкой обители (Троице-Сергиева лавра). Аскет, человек твердых религиозных убеждений и правил. Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля-подвижника, имел высокий духов­ный авторитет. По преданию, прежде чем решиться на борьбу с Ордой, князь Дмитрий Донской посетил Троицу, чтобы получать благословение Сергия. Сергий благословил воинов на победу и дал князю двух иноков (то есть монахов) — Александра Пересве­та и Ослябю.

 

5. Прочтите отрывок из записок иностранцао российском го­сударстве и укажите, с именем какого государя снизано описы­ваемое событие. Объясните, на основании чего вы это определи­ли.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, госу­дарю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имуще­ство без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе оприч­нину...»

В данном отрывке речь идет об учреждении опричнины, которая неразрывно связана с царем Иваном IV Грозным (1530-1584): «...а учинить ему на своем государстве себе опричнину» (от слова «опричь» — вне, кроме). Существование опричнины относится к 1565-1572 гг. Известно, что в начале Ливонской войны (1558) царь разо­рвал отношения с членами Избранной рады, считал их изменниками, покушавшимися на истинное «самовладство», казнил их нещадно вместе с родственниками. Об опалах и казнях говорится и в данном отрывке из записок иностранца. Борьбу с изменниками-боярами счи­тают одной из причин введения опричнины.