XIV-XVI вв. — это процесс формирования единого Русского государства, преодолевались местные культурные особенности, складывалась единая русская культура. В то же время русская культура освобождалась от византийского влияния, приобретая самобытные национальные черты.
Главной темой художественных произведений стало укрепление мощи единого государства, все больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру. После освобождения от ига расширились культурные контакты Руси с другими странами (особенно с Италией). Под воздействием победы на Куликовом поле (1380 г.) возникает Куликовский цикл произведений: Сафоний Рязанец — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» неизвестного автора — эти произведения воспевали подвиг Дмитрия Донского, русских воинов. Патриотические мотивы звучат в путевых заметках (жанр хождения) Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (XV в.). В 1512 г. появился сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), в котором русский народ, русская история рассматриваются как часть всемирной.
В XV в. возрождается летопись. Одним из самых замечательных произведений русского летописания стала московская летопись 1479 г. В XVI в. создается владимирская летопись «Сказание о князях Владимирских»; в ней утверждалось, что московские государи вели свое происхождение от римского императора Августа. В этот период оформляется идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована монахом Филофеем в посланиях к Василию III.
Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашаются архитекторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Под руководством итальянских мастеров (Аристотеля Фиораванти. Марио Руфф, Пьетро Салари) русские мастера построили Кремль (из красного кирпича), Успенский и Архангельский соборы, Грановитую палату. Псковские мастера воздвигли Благовещенский собор в Кремле. Крупное строительство велось в Новгороде. Наиболее яркими представителями русской национальной школы живописи были Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Живопись этого периода создает образы живых людей, передает душевные переживания — «Троица» Андрея Рублева, фреска Ферапонтова монастыря, созданная Дионисием, «О тебе радуется».
Таким образом, создание единого государства привело к формированию русской культуры.