Лекция № 9

Тема: "Философское осмысление проблемы бытия"

1.Сущность и проблема бытия.

2.Структура и уровни проявления бытия.

3.Основные виды и формы бытия природы

4.Бытие и существование, порядок и хаос. Синергетика.

 

1.1. Человек все время в своей жизни сталкивается с понятием "быть", «существовать», что же в таком случае в философии понимается под бытием?

- бытие – есть всеохватывающая реальность.

- бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, процессы, и идеальные свойства.

- бытие включает в себя материальное и духовное.

- категория бытия – предельно общее понятие, объединяющее все предметы,

явления и процессы объективной и субъективной

реальности.

Наряду с категорией "бытия" существует небытие".

Все в мире приходит из небытия: животные, растения, но и каждое бытие имеет свой конец, т.е. бытие переходит в небытие.

Динамика заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение его в новую форму.

Понять философский смысл "бытия" можно только обратившись к рассмотрению философской проблематики бытия.

Впервые этот термин ввел философ Античности Парменид (V – IV вв. до н.э.).Люди начали терять веру в богов Олимпа, они в них видели реальность и эта реальность стала рушиться. Человеку нужна была вера в новую силу.

Парменид создал учение об Абсолютной мысли, которой все подчиняется, которая устраивает порядок в мире.

- все по необходимости (люди не вымрут, солнце не потухнет, мир не погибнет).

Таким образом, Парменид первым ввел в философию понятие "бытия" и его проблему.

Согласно Пармениду, бытие не возникло, оно неуничтожимо, единственно, нескончаемо во времени.

Бытие лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только умом, мыслью.

- Бытие есть мысль, но не человека, а Логоса, Космического Разума (он раскрывает содержание мира).

- Именно Космический Разум дает право человеку мыслить.

- Учение Парменида было подвергнуто критике софистами и Сократом(человек есть мера всех вещей, он определяет бытие, следовательно и в жизни и в философии нужно в центре ставить человека).

В Новое время происходит отказ от метафизики (учение, в котором рассматривается не только материальное бытие, но и идеальное) и номинализма ( направления, в основе которого лежит учение о том, что Бог своей силой творит вещи).

И. Кант считал, что человек является субъектом познания: чувственное познание окружающего мира с помощью ума.

- Человек, его сознание и потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие (Декарт).

- Марксистская философия считала, что бытие – объективный мир, природа и общество.

Ослабление идеи существования величественного бытия Абсолюта (Бога) сопровождается переоценкой времени: никто уже не думает о вечности.

(Сервантес и его Дон – Кихот желает жить по рыцарским законам чести, доблести, возвышенной любовной лирике, но он кажется, всем нелепым и смешным, т.к. мир сдвинулся)

Люди, поняв силу своего разума, уверовали в свои способности изменять мир.

- Это вызвало усиление, инстинктов, воли к власти. (Ф. Ницше - "Бог умер!".)

- Западную идею человеческого бытия не приняла русская религиозная философская мысль.

- разрыв с Абсолютом и человеческую автономию русские мыслители назвали грехом, падением нравственности, считали, что бытие существует изначально, до эпохи человеческой деятельности.

 

2.2.Взаимодействие материального и идеального образует само Бытие.

Бытие включает в себя 2 сферы:

1) объективное (материальное) Бытие – объективная реальность, не зависит от нашего сознания (все, что существует вокруг человека);

2) субъективное (идеальное) Бытие – субъективная реальность, продукт нашего сознания (наши мысли, чувства).

Материальная и идеальная сферы бытия включают в себя уровни

1) бытие природы (физический мир) – природная и географическая среда

2) бытие общества (социальный мир) – индивидуально – личностное, духовное бытие человека и мир социальных отношений.

 

3.3. Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, материя.

- Пространство и время выражают определенные способы координации материальных объектов и их состояний.

- Содержанием этих форм является движущаяся материя.

В начале XX в. была создана теория относительности (Эйнштейн), в основе которой лежит учение о том, что материя, пространство и время взаимосвязаны, а движение объединяет их в единую субстанцию.

- Свойства пространства – протяженность, однородность, обратимость, трех мерность.

- свойства времени – длительность, одномерность, необратимость, однородность.

- свойства материи – структурность, сохраняемость, изменяемость, вечность, несотворимость, активность.

- свойства движения – активность.

- Однородность пространства означает отсутствие в нем каких- либо выделенных точек.

- Время делится на: биологическое, социальное, психологическое (переживания человеком прошлого).

Проблема соответношения времени и вечности

Бердяев: «Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, но если

подумать об этих трех частях, то их нет. Настоящее есть лишь

какое – то мгновение, прошлого уже нет, а будущего еще нет.

Будущее есть убийца прошлого и настоящего».

 

4.4. Решение проблемы самоорганизации материальных систем берет на себя наука синергетика (от греческого «синергия»- содействие, сотрудничество)