Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями отдельной личности. В российской политической культуре также имели место политический радикализм, склонность к политическим крайностям, правовой нигилизм.
Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием в освоении опыта демократического развития других стран. Участие в политике возможно было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению принципа «кто не с нами – тот против нас».
Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. этат – государство) – вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.
В современный период важным условием демократического развития российского общества становится освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Но процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитников общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.
Тема 8. ДЕМОКРАТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА