Реалисты выступали, в свою очередь, против мистицизма.

«Писатели верхних этажей касались религиозных сфер и смотрели с презрением на своих приземлённых демократических, архаических коллег». Чувства зависти в этом было – зависти к литераторам, чьи сочинения расходились сравнительно огромными тиражами.

 

Вражда между реалистами и символистами наложила большой отпечаток на литературную жизнь того период; это отразилось на некоторых видах произведений (эпос/лирика/драма). Символисты в 1900-ые годы пополняют отдел лирики множеством поэтических сборников; наивысшее достижение, связанное с символистами – это и есть лирика, сборники Бальмонта, например. Прозы было меньше – «Симфонии» одного из символистов, рассказы Гиппиус и Мережковского; но доля была очень небольшая. Среди реалистов только Бунин представлял лирические произведения, всё остальное – эпос, меньше – драма (так, Бунина в своё время награждали крупными премиями как поэта и поэта-переводчика).

Потребность в условиях литературной борьбы в объединении чувствовали и символисты, и реалисты. Символисты стремились к объединению больше - им надо было ещё развивать вкус у читателей, продвигаться. Но к консолидации стремились и молодые писатели реалисты – объединившиеся вокруг Горького и издательства «Знание»; с 1904-го года именно с целью стимуляции новых литературных имён Горький начал издавать литературно-художественный сборники издательства. В «Знании» были подготовлены первые книги Андреева, Скитальца, отдельные книги Бунина, Куприна; а в сборниках печатались произведения Горького, Андреева, Бунина, Куприна, а также Чирикова, Гусева-Оренбургского, Семёна Юшкевича, Давида Айзмана (драматурги), Николай Телешов (у которого собирались по средам писатели-реалисты), Зиновий Пэ (псевдоним, приёмный сын Горького, родной брат Свердлова). После всего этого появилось в литературоведение понятие «знаниевские реалисты».