Важнейший момент, когда выделились и осознали себя отдельно символисты – 1891-1895 гг.

Литературное направление символизма испытывало воздействие других видов искусства и влияло на них, не замыкаясь на себе. Символисты подмечали, что к музыке, как к особо философской категории, должны были стремиться писатели. Они порывали с реализмом, хотели ощущать себя наследниками прошлого.

Символизм, в целом, создал наиболее полную теоретическую базу – самую полную, по сравнению с последующими направлениями. Общекультурное значение имеют тематические статьи по поводу символизма и искусства, например, Иванова.

Главное достижение символизма связано с лирической поэзией. Более скромными были достижения в прозе и драматургии. Если поставить рядом с реализмом, видно, что также, как роман – составляет основу реализма, трагедия – классицизма, лирика – основа символизма.

 

Периодизация:

Старший символизм

II этапа:

1) 1892-1894

2) 1894-1899

Младший символизм

III этапа:

1) 1900-1905

2) 1906-1908

3) 1908-1910

 

Любопытно, что многие участники символизма после 10-го года - те, кто не утонул, кто не ушёл в народ – оставались писать в стиле символизма; однако как литературное направление символизм существовал по 1910-ый год.

 

СС - Первый этап: пресимволизм, или предшествующее символизму. Символизм ощущался в эти годы как потребность; требовалось расчистить почву для новых художественных вкусов; надо было устранить закоснелые вкусы и преодолеть сопротивление «ощетинившихся» критиков. В этот период появляются первые тематические статьи Мережковского, в статьях Волынского говорилось о пересмотре литературной традиции. Появляются первые романы и рассказы символистов (в Северном Вестнике); появляются первые поэтические опыты Бальмонта, Сологуб; выходит книга «Символизм».

 

СС – Второй этап. В 1894-ом году выходит первый сборник «Русские символисты» (инициированный В. Брюсовым, «тараном русского символизма»); в одном из сборников символистов говорилось, что русский символизм родился как школа. На страницах «Русского вестника», где появилась рецензия на сборник, символисты были пропиарены пародиями; В. Буренин – известный в то время критик – в свою очередь довольно едко пародировал сочинения символистов (например, пародия на сочинение графа Жасмина – один из псеводнимов Брюсова), однако это всё равно работало им на известность. Смелость и алогизм сочинений Брюсова осуждал и философ Соловьёв; однако сам Брюсов открыто заявлял об этом и давал это как позицию (рассчитывал привлечь внимание публики заявлением, что в его сборнике стихов нет ни единой здравой мысли; но и этому найдутся почитатели). Соловьёв утверждал, что символисты – порода людей, которые очень быстро размножаются (летом 1894-ого года их было только двое (известных), то спустя некоторое время их стало уже 10 (хотя на самом деле, часть их была псевдонимами Брюсова)). Всего вышло 3 сборника «Русские символисты», вышел роман Мережковского «Отверженный» - где тот представил художественный вариант своей концепции истории; этот роман стал знаковым для русского модернизма.

В 1895-ом году вышли в свет сборники Бальмонта «Под северным небом» и «Безбрежность» - и следующие десять лет Бальмонт царил в русской поэзии. В 1898-ом году вышел сборник «Тишина», укрепивший его славу первого среди новых поэтов.

В 1896-ом году публикует свой первый сборник стихов Сологуб, название книги было довольно скромно – «Стихи. Книга первая». В этом же году выходит книга Сологуба «Тени» - где основную часть занимают рассказы, остальное – стихи.

В 1896-ом году начинается литературная деятельность Коневского (который в 1901-ом году умирает). В этом же году выпускает Добролюбов книгу с названием, взятым из этики Спинозы – «Natura naturus, natura naturata» (природа рождающая, природа рождённая).

В эти годы символисты пытаются пробиться на страницы толстых журналов (удаётся только с «Северным Вестником», где публикуют только умеренных символистов – Гиппиус, Мережковского; да и сам журнал в те годы едва сводил концы с концами, и в 1898-ом году единственная трибуна символистов закрылась).

Уже в 90-ые годы символизм не был однородным – Мережковский и Гиппиус считали, что только их символизм истинный, а литература символизма – лишь путь к обновлению религии, к третьему этапу развития христианства; для этого они и существуют; Брюсова и компанию Мережковские считали декадентами - поражёнными распадом. И выступить единым фронтом символисты, в итоге, не могли

В дальнейшем теоретические проблемы, затронутые Мережковскими, интересовали младосимволистов.