ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ЦЕРКВИ

(?ще в 1649 г. был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью подчи­нить церковь своей юрисдикции. Борьба была жестокой: в 1677 г. Монастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими полномочиями. Он стал фак­тически высшим административно-судебным учреждением, контролировавшим и управлявшим духовенством, церковны­ми вотчинами и их населением.

В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. •была создана Духовная коллегия, стоящая в ряду других кол­легий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчер­кивалось особое положение этой коллегии, близость ее стату­са к Сенату (полное название органа Святейший Правитель­ственный Синод). Однако расширения компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные граждан­ские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая само­стоятельность церкви сохранялась, особенно на уровне мест­ных органов.

В 1726 г. была сделана неудачная попытка разделить Синод на два департамента: первый, состоящий из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебпо-каноничес-кими делами церкви; второй, состоящий из светских чинов­ников, должен был решать судебные и административно-хо­зяйственные вопросы церковного управления. Это был про­ект бюрократизации церковного управления.

В 1744 г. архиерейские домовые правления (исполнитель­ные органы архиереев в епархиях) преобразуются в консис­тории. В них входили светские чиновники-секретари, в при­сутствии находились пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.

Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и церкви требовали правовой регламентации