Феодальные государства на территории Руси (XII—XV вв.) 33

играли племенные вожди; иерархия кочевогоземлевладения.Государственной религией в Орде был ислам.

Сохраняющиеся родоплеменные отношения базирова­лись на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тар­ханы, нукеры. Соответственно складывалась и военная ие­рархия монголов, основанная на десятичной системе, — тем­ники (от тьма— 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

Империя Чингисхана была разделена им на 4 улуса, во главе которых стояли его сыновья; Золотую Орду возглавлял хан, обладавший полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии — курултаем. Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства — визирь. Выс­шими должностными лицами в улусах были эмиры, в армии — бакоулы и темники. Местное управление возглавляли баскаки и даруги, опиравшиеся на штат чиновников.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орде. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это пору­чение закреплялось выдачей ханского «ярлыка», который как бы давал право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды). Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицей­ские функции на территории русских княжеств осуществля­ли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого мон­голами; это влияние сказалось на системе и порядке налого­обложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства.

Основным источником права Золотой Орды была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содержавшая в основном нормы уго­ловного права, обычного права и позже нормы шариата. Вещ­ное и обязательственное право находилось в зачаточном со­стоянии: политическая власть и вассальные отношения ото-

2-607