СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

Природа человека как существа социально-биологического дисгармонична, да иначе он и не развивался бы! Он отнюдь не совершенен и никогда не будет совершенным. Человек есть диалектическое единство общественного и биологического. В свою очередь и биологическое в человеке противоречиво (наследственность и изменчивость), и общественное (личность) противоречиво ("хочу" и "должен") .

Человеческий разум не в состоянии постоянно контролировать достоверность абсолютно всех сведений, поступающих к нему, и обоснованность абсолютно всех своих действий. Часто человек действует машинально, не думая, так как единожды или многократно убеждался, что данные действия - правильные, обоснованные . Иногда человек в своих оценках или действиях полагается на другого человека, в правильности оценок и действий которого он многократно убеждался. Бывает и так, что сам человек не убеждался, что другой человек всегда оценивает,/, поступает правильно, но слышал это от третьих лиц, в правильности оценок и действий которых он многократно убеждался (например, от родителей, от учителя, от друга и т.п.). Полагаясь на мнения, оценки и действия другого, человек доверяет ему, верит ему. Следовательно, оценками и поступками людей руководят как разум, так и вера.

Верить можно родителям, стершим братьям и сестрам, учителям, руководителям. Верить можно в верховного правителя миром Бога или что-либо другое сверхъестественное, если авторитетные люди рекомендуют это и показывают пример, или если иного объяснения причинам явлений в мире разум не может дать. Вера в сверхестественное называется религиозной верой. Таким образом, разум - это критическое осмысление окружающей действительности, а вера - некритическое восприятие оценок и мнений о той же самой действительности.

Если человек верит тому или в то, кто и что адекватно (равнозначно) отражает действительность, то вера его не подводит, избавляя от необходимости тратить время на сомнения и перепроверку

Если человек верит тому или в то, кто и что умышленно (ложь) или неумышленно (иллюзия, фантазия) неадекватно отражает действительность, то вера его подводит, вводит в заблуждение, уводит в сторону от истины, от знания. И - если, как говорил Ф. Бэкон, "знание - сила", то незнание бессилие, поражение в жизненной борьбе.

И адекватное, и неадекватное отражение' действительности суть, прежде всего, отражение действительности. Различаются они тем, как именно отражена действительность, то есть формой отражения. Форму сознания, адекватно отражающую действительность в мозгу человека, обозначают термином "наука", неадекватно - "религия".

Религия - это форма сознания, отражающая в головах людей окружающий их мир иллюзорно, фантастически, неадекватно.

Религия - прямая противоположность науке.

Отражение в мозгу человека всей природы, всего мира в целом, а не отдельных предметов, процессов и явлений, обозначают термином "мировоззрение". Теоретическую основу мировоззрения, его методологию обозначают термином "философия", Философия может отражать мир адекватно, но может и иллюзорно, фантастически. То есть философия может быть научной, но может быть и религиозной. Религиозная философия отличается от религии тем, что она основывается на способностях разума, а религия на вере', но основы религии и религиозной философии одинаковы. Религиозные философы очень часто рассуждениями разума обосновывают и поддерживают догматы религиозной веры. Фома Аквинский назвал в XIII веке философию "служанкой богословия". А Дицген называл религиозных профессоров философии "дипломированными лакеями поповщины".

Сущности религии составляет вера в сверхъестественное, фантастическое, религия по своей основе - иррациональна, т.е. сверхразумна.

. Всякая мистика, всякая проповедь сверхчувственного, иррационального, потустороннего - есть дорога к религии.

К религии относятся и все суеверия (спиритизм, анимизм, фетишизм и т. п.).

Религия возникла не случайно и не в результате сознательного обмана. В каждой религии находят свое отражение условия жизни того народа, страны и эпохи, где и когда она возникла

способность человека заблуждаться в процессе осмысления окружающей действительности (из-за низкого уровня науки или недостаточного знакомства того или иного, человека с выводами и данными науки). то что мы называем теоретико-познавательными основами религии, в какой-то мере объясняет возникновение религиозных убеждений как в прошлом, так и в настоящем.

Однако, разобрав теоретико-познавательные основы религии, еще нельзя полностью объяснить ее возникновение. Существуют и другие корни, общественные; Общественные основы религии - это несправедливые общественные отношения между людьми.

. И если для преодоления теоретико-познавательных причин возникновения религии достаточно иметь определенную ступень познания, определенный уровень наук, то для преодоления общественных причин этого мало. Нужны общественные действия.