ДАОСИЗМ

Даосизм - от китайского "дао", то есть путь (вещей) - одна из религий древнего Китая. Идейным истоком этой религии явилась "Книга о дао и дэ" ("Дао дэ цзин"), написанная мудрецом Лао-Цзы ("старым учителем"), жившим в VI-V веках до н.э.

Согласно этой книге, все вещи рождаются и изменяются независи­мо ни от воли богов, ни от усилий людей, благодаря собственному "пути" - дао. В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения все они переходят в свою противоположность. Человек должен следо­вать естественности вещей и отказаться от мудрствования. Осужда­ется господство, осуждается угнетение. Люди должны вернуться к первобытной жизни (общинной). Пропагандистами даосизма выступали Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуанцзы, жившие в 1У-111 вв. до н.э. Ян Чжу учил, что соблюдение естественных законов (дао) жизни позволит человеку "сохранить свой природу в целости", а по мнению Инь Вэня, оно необходимо также для приобретения человеком мудрости и познания им истина Чжуанцзы считал мышление "зеркалом неба и земли". В качестве предмета познания он выделил диалектику едино­го и многого, абсолютного и относительного, постоянного и измен­чивого. Однако Чжуанцзы стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении, к обособлению дао от вещей, что послу­жило идейной основой его теории ""увэй" ("недеяния"), ставшей од­ним из идейных источников формирования религии даосизма на рубеже нашей эры. Понятия "дао" и "увэй" получили мистический характер, начали рассматриваться как путь религиозного спасения, путь дос­тижения высшего абсолютного счастья. Суть религии даосизма - в "недеянии", пассивности.

В эпоху Тан (VII-IX вв.) Лао Цзы был канонизирован как святой.. Была разработана сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, центральное место в котором занимают гадания и обряды, "изгоняющие" злых духов. Во главе божеств и демонов стоит Шан-ди (Яшмовый владыка), который почитается как бог неба, высшее бо­жество и отец императоров ("сынов неба"). За ним следовали Дао-Дзы и творец мира - Пань Гу,

Даосизм распадается на множество сект, расходящихся в трактов­ке частностей религиозного учения. На большинство сект сильное влияние оказал буддизм. Заповеди даосизма повторяют заповеди буд­дизма. В число 10 добродетелей наряду с такими как выполнение об­рядов, соблюдение сыновнего долга, разведение животных и расте­ний, входили также близкие к буддизму требования терпения, любви, борьбы против злых деяний, просвещения глупцов.

В последующем даосизм в Китае был почти полностью вытеснен буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством.

Дзэн-буддизм - одна из разновидностей буддизма. Берет начало в VI веке, в распространившемся в Китае чань-буддизме. Признавая общие принципы буддизма, дзэн-буддизм не ставит однако непреодо­лимой преграды между земным и божественным мирами, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой. Дзэн-буддизм учит, что с божеством можно соединиться в земной жизни, обнаружив его "в собственной природе, в собственном духе". Вводится понятие "сатори" - внезапного просветления в момент сильного переживания, знаменующего "обнаружение Будды в своей природе". Дзэн-буддизм воспитывает крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему, так как, согласно его учению, верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является высшей целью его существования.

Дзэн-буддизм не предъявляет верующим сложных требований в от­ношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов.