КОНФУЦИАНСТВО

Конфуцианство - философско-зтическое учение мыслителя и госу­дарственного деятеля Древнего Китая Кун-Цзы (Конфуция, 551-479 гг до н. э.) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. .

Взгляды Конфуция были изложены его последователями в книге "Лунь-Юй" ("Беседы и суждения") в VI в. до н.э. Согласно конфуци­анству судьба человека определяется "небом", и то, что люди де­лятся на "благородных" и "низких", не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышес­тоящему. Подобные взгляды отражали взгляды и интересы феодального чиновничества, стремившегося предохранить общество от социальных потрясений, воспитать народ в духе уважения существующих поряд­ков. Последователь Конфуция Мэнцзы связывал социальное неравенс­тво с "небесной волей". Другой последователь Конфуция Сюньцзы создал материалистическое учение, по которому "небо" представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек, познав законы ., (дао) вещей, должен использовать .их в своих интересах, Однако ве­дущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление "небесной воли". Во II в. до н. э. была сформулирована ортодоксальная конфуцианская доктрина Дун Джуншу.

Учение Конфуция трансформировалось в религию в первые века на­шей эры, впитав в себя различные народные верования (культ пред­ков, почитание неба и земли, духов природы и т.п.). Личность Кон­фуция была окружена ореолом святости. Около его могилы построен храм, в котором хранятся реликвии, совершаются жертвоприношения.

В процессе миграции китайцев конфуцианство проникло в страны Восточной Азии - Корею, Вьетнам, Японию, Таиланд, но не получило большого распространения.

В XI-XII веках Чжу Си и другие мыслители дали конфуцианству философское обоснование (так называемое неоконфуцианство), В ве­щах, якобы, есть два начала: ли - разумная творческая сила и ци -пассивная материя. Ли образует в человеке положительное качество - стремление к добру, а ци - отрицательное качество - подчинение собственным соблазнам. Еше позже Ван Янмин (1472-1528) обосновы­вал конфуцианство в духе субъективного идеализма.

На протяжении многих веков конфуцианство в феодальном Китае было господствующей идеологией.

Основное содержание учения Конфуция ~ о хорошем управлении го­сударством, о добросовестном отношении к государственной службе, о правилах поведения. Активное и неукоснительное соблюдение пра­вил поведения и принятых законов обеспечивает сохранение сущест­вующих порядков, незыблемость существующего строя. Конфуций создал идеал высокоморального человека - Цзюнь Цзы - носителя двух основных достоинств - гуманизма и чувства долга. Гуманность (жень) включала сдержанность, скромность, ум, доброту, бесприст­растие, чувство справедливости. Долг предполагал осознание обя­занностей на государственной службе9 в семейном быту, в почитании предков. Главным же в конфуцианстве было.учение о чжен-мин (вып­рямление имен), которое требовало от человека помнить свое место в обществе.

Верховной божественной силой последователи Конфуция считают небо, а правителя Китая - "сыном неба". Впоследствии его стали обожествлять, оказывая ему божеские почести.

Большое место в конфуцианстве уделяется религиозным ритуалам и обрядам. Каждая Семья, род имеют свой храм, где размещены симво­лизирующие предков таблички "Чжу", перед которыми совершаются об­ряды. Жертвоприношения небу, предкам, а также рождение, брак, по­хороны совершаются эмоционально. Музыка, пение, пантонима, танцы. используемые в ритуалах", способствуют восприятию основных догма­тов,

В конфуцианстве нет профессиональных священнослужителей. Все обряды исполняются" государственными чиновниками, главами родов и

семей.