СИНТОИЗМ

Синтоизм (от японского слова "синто" - "путь богов") - религия раннефеодальной Японии, возникшая на основе первобытного культа природы, анимистических, тотемистических представлений, магии, шаманства, колдовства, культа предков.

Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров. По представлению синтоистов в результате творческого акта верховного божества появилась богиня солнца Аматерасу -главное божество и прародительница всех, японских императоров (ми­кадо) .

Боги и духи, населяющие и одухотворяющие всю природу, способны воплотиться в любой предмет (зеркало, меч, табличку с именем бо­жества или его фигурку), который после этого становится объектом поклонения (по-японски "синтай" - тело бога). Цель жизни в синтоизме осуществление идеалов предков. "Спасение" достигается в этом мире путем духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов, совершаемых или у домашнего очага, или в храме.

Праздники в синтоизме, а их очень много (только наиболее зна­чительных местных праздников, таких как Новый год, поминовение усопших, день мальчиков, день девочек и т.п., насчитывается около "170. А еще совершаются обычные службы в храмах, обрядовые церемо­нии свадеб, рождений и т. п.), совершаются пышно, сопровождаются священными танцами и процессиями.

Значительное влияние на синтоизм оказали конфуцианство и дао­сизм. Частично синтоизм воспринял этику буддизма. Буддийские хра­мы строились с разрешения синтоистских оракулов, а синтоистские, боги объявлялись их покровителями.

Синтоизм - идеологическая основа культа императора. Синтоизм -глубоко националистичен. Боги породили только японцев. Люди дру­гой национальности не могут исповедовать эту религию.

Синто не имеет церковных канонизированных книг. В каждом храме есть свои мифы и обрядные предписания.

Общий для всего синто мифы собраны в книге "Кодэики" ("Записки о"Древних делах"), которая возникла в начале VII! века на основе устных преданий, восходящих к VII веку до н.э. В ней содержатся основные идеи японского национализма: о превосходстве японской нации, о божественном происхождении японских императоров, об ос­новании японского государства. .

В эпоху "Мэйдзи", с 1868 года синтоизм - государственная рели­гия японцев.

С 1947 года синтоизм перестал быть государственной религией и был приравнен ко всем другим культам Японии.

В настоящее время синто подразделяется на храмовый, домашний и простонародный. Растет число храмов, Cинто проповедуется в школах и через прессу.

 

88, ЛАМАИЗМ

Ламаизм - одно из основных направлений буддизма, сложившееся в Тибете в УП-Х1У вв. в результате проникновения махаяны и тантризма и смешения их с религией тибетцев бон-по (видов шаманизма). В Монголию ламаизм проник в конце XVI века, в Бурятию - в XVП веке. В настоящее время распространен преимущественно среди ти­бетцев, монголов, бурят, тувинцев, калмыков. Ввиду полной негра­мотности населения этих областей буддийская обрядность была пре­дельно упрощена. Поскольку неграмотные люди не могли выучить мо­литвы, то тексты с ними вставлялись в специальные колеса (хурдэ). Для общения с бодисатвами не нужно было произносить молитву, а достаточно было вращать колесо со вставленными текстами молитв.

В божественный пантеон ламаизма вошли наиболее популярные сре­ди тибетцев и монголов шаманские боги (спокойные - амарлингуй и свирепые, - докшиты); а также наиболее известные ханы-правители (например, .Чингиз-хан). Большое внимание ламаизм уделяет органи­зации различных празднеств. Особенно популярен праздник в честь будды Майдари, который помогает людям достичь нирваны.

Значительное место в ламаизме занимает культ хубилганов (пере­рожденцев, живых богов).

Не отличаясь в основных догматах от других направлений буддиз­ма, ламаизм особое значение в "спасении" придает ламам, без помо­щи которых рядовой верующий, якобы, не может получить сносного перерождения, попасть в рай, достичь нирваны. Почти ив каждой ла­маистской семьи сыновей забирали в монастырь, поэтому количество лам в Калмыкии, Бурятии и Монголии насчитывалось несколько десят­ков тысяч. В отдельных районах ламы составляли почти половину мужского населения, которая не участвовала вIматериальном произ­водстве. Старший сын в семье, как правило, становился ламой.

Во главе ламаизма стоит далай-лама ("далай" - великий, "лама" - высший). Он является высшим лицом духовной и светской власти.

Панчен-лама - высший авторитет в чисто религиозных вопросах.

Для ламаизма характерно пышное богослужение в дацанах, беско­нечное множество бытовых обрядов, магических приемов и заклина­ний, направленных против злых духов. Главная добродетель, по ла­маизму, беспрекословное повиновение ламе и властям. Разработано учение о "10 черных грехах" и "10 белых добродетелях" как основе морали.

Как всякая, имеющая длительную историю существования; религия, ламаизм располагает обширной канонической и комментаторской лите­ратурой. Главным сборником канонических текстов является Ганддур (тибетск. - "перевод откровений (Будды)"), составление которого в Тибете путем переводов важнейших текстов главным образом с санс­крита велось несколько столетий и было завершено в первой трети XIV века. Ганджур неоднократно издавался как на тибетском, так и на монгольском языках. 108 томов Ганджура составляют собственно канон (тома Ганджура представляют собой длинные листы бумаги. Листы ничем друг с другом не скреплены. Они зажимаются между дву­мя досками-обложками или просто обертываются куском цветной тка­ни. Печатание Ганджура в Тибете началось в XIV веке).

Как правило, Ганджур делится на семь основных разделов,

каждо­му из которых отводится от нескольких до двух-трех десятков то­мов.Первый раздел - Дул-ва - посвящен дисциплинарным правилам (по­рядок приема в общину, распорядок дня, запреты для монахинь и мо­нахов и т. п.). .

Второй раздел - Шэрчин - содержит "высшую мудрость, переводя­щую на другой берег существования", то есть пути религиозного спасения.

Третий раздел - Пал-Чэн - описание пантеона буддизма.

Четвертый раздел - Кон-цзег - сборник высказываний Будды по вопросам этики и, частично, онтологии.

Пятый раздел - До-дэ - рассказы и проповеди Будды о перерожде­ниях.

Шестой раздел - Ньигдай - описание "освобождения от горестей'" "перехода- в Нирвану".

Седьмой раздел - Джюд - объединяет включенные в ламаистский закон тантрийские произведения, описывающие приемы йоги приемы магии, порядок проведения всевозможных заклинаний.

Ад ламаизма воспроизводит все пытки, изобретенные в застенках восточных деспотов для устрашения непокорных. Рая в соответствия, со строгой догматикой быть не может: ведь всякое бытие есть стра­дание.

В Россию первые ламы пришли с калмыцкими племенами, которые, откочевав из Джунгарии на запад, достигли в XVII в. границ России и "со всею ордою" приняли русское подданство.

ГЛАВА III

РЕЛИГИИ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ (ДЕГРАДАЦИЯ)

§9.ИНДУИЗМ

Около пяти тысяч лет тому назад часть арийцев - белого населе­ния юго-восточной Европы пересекла горный перевал (который с тех пор получил название венедов - вендекуш - хендекуш - хиндукуш -гиндукуш) и покорила черных людей, проживавших за перевалом на огромном субконтиненте. По имени покорителей венедов и страна стала называться Венде - хенде - хинду - хинди - Индия, а разго­ворный язык покорителей - хинди. Белые покорители, чтобы не сме­шиваться с черными аборигенами, установили кастовый строй: жрецы, воины, землепашцы и неприкасаемые. Возделывание пшеницы в севе­ро-западной Индии (Пенджаб) сохранилось до сих пор. Однако, нес­мотря на кастовый строй, смешивание белых и черных людей происхо­дило, первые завоеватели брали в жены черных царских дочерей, и за 8000 лет население Индии превратилось в метисов (цыган). Веди­ческая культура утрачивалась. Лучезарный ведический монотеизм ус­тупил место примитивному политеизму. Ипостаси Единого Бога трансформировались в самостоятельные божества.

Индийский ведизм сложился во 2-м - начале 1-го тысячелетия до начала современного летоисчисления и получил письменное оформле­ние в сборниках священных текстов - Ведах (дословно - Знаниях). Веды состоят из четырех сборников (самхит) древнейших гимнов, мо­литв, ритуальных формул: Ригведа, Ядкурведа, Самаведа и Атхарва-веда. Пантеон ведизма Составляли антнропоморфные олицетворения сил и явлений природы: Агни - бог огня, Индра - атмосферы, дождя и грозы, Сурья - солнца, Дьяус (Варуна) - неба, Сома - луны и опьяняющего напитка, Вритра - засухи.

По мере разложения первобытной общины и становления классового общества функции богов изменяются: Индра становится богом войны, Варуна - божественным судьей и т. п. Профессиональные ревнители ведической религии - жрецы - назывались брамины, иди брахманы. Брахманизм - дальнейший упадок ведической религии в период ста­новления рабовладельческого общества. В священную литературу вхо­дят Веды и обширные комментарии к ним ("брахманы", "араньяки" и