О. БУДДИЗМ

Буддизм возник в У1-У веках до н.э. в Индии и, гибко приспо­сабливаясь к местным условиям, значительно, видоизменяясь, расп­ространился за ее пределы в страны Южной, Юго-Восточной и Восточ­ной Азии (Шри Ланка, Бирма, Таиланд, Кампучия, Малайзия, Синга­пур, Лаос, Китай, Корея, Япония, Вьетнам, Монголия).

Буддийские теологи учат, что основателем религии является сын индийского царя Сиддхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Буддой (санскритское Вуddha- "просветленный", "достигший высшей мудрости") Шакьямуни (из рода Шакьев). Однако каких-либо достоверных данных об основателе буддизма в литературе нет.

Самая древняя биография Шакья-Муни написана в I в. н. э. а на­иболее популярный рассказ о нем "Лалита-Вистара" – во11-IV вв.

Учение буддизма изложено в книгах: "Трипитака" ("Три корзины мудрости"), "Сутты", "Джатаки" и др.

Будда Шакьямуни почитается во всех направлениях буддизма как высшее божество.

Появлений новой религии было 'связано с разрушением родо-пле­менных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельчес­ких государств и усилением социальной несправедливости.

Старые племенные религии уже. не отвечали новым общественным условиям. Иа множества религиозных групп, предлагавших свои пути религиозного "спасения", при поддержке властей сложилась более или менее единая буддийская организация и догматика.

На первых этапах своего развития буддизм так много заимствовал у брахманизма, что ранний буддизм можно считать формой брахманистского сектантства. Однако весьма существенными были и те нов­шества, которые вводило это сектантство и которые стали основой для превращения впоследствии буддизма в одну из мировых религий.

Буддизм не только не отбросил древнеиндийских представлений о том, что все в мире органически связано между собой и может переходить из одной формы существования в другую (учение о переселе­нии душ, о перевоплощении), но развил его дальше, сделав одним из важнейших своих положений. Все сущее, все наблюдаемое и пережива­емое нами - это мир "сансары" - колесо жизни, мир непрерывных становлений и разрушений. В сансару входит "все бытие", начиная с неорганических элементов природы и кончая богами-небожителями. Именно непостоянство (анитья) этого чувственно-воспринимаемого мира является его основным свойством, его главной качественной особенностью. Легенда гласит, что последними словами умирающего будды, обращенными к его ученикам и последователям, были: "Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все возникшее обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к
спасению!" ,

В чем же состояло в раннем буддизме это "спасение"?

В этом вопросе буддизм существенно расходился с брахманизмом. Брахманизм считая благом перерождение в облик брахмана, царя, знаменитого воина, а, в конечном счете, слияние души праведника с высшим божеством - творцом мира Брахмой. Буддизм же отрицает воз­можность счастливого перерождения. По буддизму, всякое бытие в любой его форме является страданием (духкха). Отождествление бы­тия и страдания является важнейшим положением буддизма. Жизнь - зло.

Причина зла и страданий в мире - привязанность человека к чувственному миру перерождений, все человеческие чувства, страс­ти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить "круговорот бытия", создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это "спасение" достигается вступле­нием на "восьмеричный путь" праведной жизни, под которой понима­ется отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному пу­тем самососредоточения. Такая жизнь практически возможна только в монашеской общине. Мирянин мог рассчитывать на "лучшее перерожде­ние", лишь щедро жертвуя монахам и соблюдая 5 моральных требова­ний: воздержание от нанесения зла (не убивай никакого живого"су­щества), лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. Буддизм был выгоден господствующим силам, т. к. обвинял во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних пере­рождениях такую судьбу, и представлял кротость и смирение главны­ми добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

Возникнув как оппозиция кастовому строю, как идеология рабов­ладельческого строя, буддизм утрачивает свое влияние в Индии с установлением феодальных отношений.

Разновидностями буддизма, отразившими внутреннюю борьбу раз­личных тенденций, являются хинаяна ("узкий путь спасения", "малая колесница") и махаяна ("широкий путь спасения", "большая колесни­ца") , возникшие в I веке в результате раскола среди приверженцев буддизма. Третьим направлением индийского буддизма была "ваджраяна", или "тантризм", - "тайное" учение о путях достижения нирваны с помощью магии, обрядов и заклинаний, восходящее корнями к древ­неиндийским земледельческим культам.

В форме хинаяны буддизм распространился в Индии, на Цейлоне, в Индокитае. В форме махаяны и частично тантризма буддизм распрост­ранился из Северной Индии на территории нынешних Афганистана, Средней Азии, Китая, Кореи, Японии, частично соединившись с даосиэмом и синтоизмом и положив начало в Тибете ламаизму.

Хинаяна - отказ от участия в мирской жизни, уход в монашескую общину (сангхи). По мере развития феодальных отношений стало ясно, что это учение не пригодно в качестве государственной религии Индии.

Махаяна - отказ от прежней замкнутости буддизма Всем верующим возможно спасение. Любой мирянин может достигнуть нирваны. Именно. это позволило буддизму стать мировой религией.

.В догматику были внесены изменения. Появляется учение о бодисатве. Бодисатвы - это будущие будды, которые благодаря своим высоким нравственным качествам в итоге многих перерождений становятся буддами. Они могут погрузиться в нирвану, но добровольно отказываются от этого, помогая людям в деле спасения. К бодисатвам можно обращаться с молитвами, а после смерти общаться с ними в раю, набираясь добродетелей для обретения нирваны. Пантеон богов в махаяне пополняется за счет прошлых и будущих будд. •

В буддизме нет понятия бога-творца. Будда также не является создателем и правителем мира. Он лишь просветляет верующего, открывает ему путь истинного познания, указывает дорогу. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодисатв, богов местных старых религий, ангелов, демонов. Буддизм не отрицает и главного бога брахманизма - Брахму. Все боги делятся на добрых и злых. Их изображения в виде огромного количества статуй и картин являются предметом поклонения,'

Главный догмат буддизма - догмат о страдании. Он сформулирован в четырех "великих истинах", якобы открывшихся Гаутаме под деревом бодхи,- жизнь есть страдание; причины страданий - удовольствия, желание счастья, стремление жить; путь избавления от страданий - подавить в себе стремления к удовольствиям, к жизни (Будда, якобы сказал: "лучше сидеть, чем ходить; лучше спать, чем бодрствовать; лучше умереть, чем жить"); условия для избавления от страданий - правильная вера, правильные стремления,- правильное поведение, правильное размышление, самообладание и т.п.

Буддизм отказался от сложной брахманистской обрядности, значи­тельно упростил культ, выступил против жертвоприношений.

Культ отправляется монахами, миряне в организации богослужения не участвуют.

Буддийская церковь в нашей стране возглавляется Центральным духовным управлением в составе пяти членов и двух кандидатов. На соборе, состоявшемся в 1946 году в Улан-Удэ, было принято "Положение о буддийском духовенстве (ламстве)". Центр буддийской церкви и резиденция председателя управления - бандидо-хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане (монастыре;.

В 1950 году Центральное духовное управление буддистов нашей страны вступило во "Всемирное братство буддистов", созданное по инициативе буддийских деятелей стран Юго-Восточной Азии.