СОВРЕМЕННЫЙ КАТОЛИЦИЗМ

По данным церковной статистики, в настоящее время на земном шаре насчитывается около 850 млн. христиан, из которых примерно 500 млн. составляют католики. Остальные христиане принадлежат к другим религиозным направлениям и сектам.

Основная масса католиков приходится на европейские страны

96

(около 235 шш.), в Северной и Южной Америке их проживает пример­но 210 в Азии - 30-31 млн. в Африке - 19-20 млн. Небольшюе число католиков есть в Австралии и Океании.

Больше всего католиков в Италии, Франции, ФРГ, Испании, Порту­галии, Бельгии. В США - 36 млн. католиков. Из стран Восточной Ев­ропы больше всего католиков в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии и Албании. В нашей стране большинство католиков приходит­ся на Литву и западные области Украины и Белоруссии.

В Италии, Испании, Португалии католицизм является государст­венной религией. В США и Франции церковь формально отделена от государства. Тем не менее, в 1958 г. правительство США под видом возмещения убытков, якобы понесенных Ватиканом в годы Второй Ми­ровой войны, передало папе около 1 млн. долларов.

Во всех странах мира католические церковники считают для себя обязательными все указания Ватикана, относящееся к вопросу вероу­чения и культа.

Сегодня Ватикан - крупнейший капиталовладелец. Теснейшим обра­зом Ватикан связан с жидами Ротшильдами и группой Моргана.

Истинно дружеские отношения сложились у Ватикана с католичес­кими партиями, пришедшими после второй Мировой войны во многих странах к власти (Франция, Италия, ФРГ, Бельгия).

Во второй половине XX века Ватикан изменил тактику. В марте
1960 г. Иоанн XXIII возвел в ранг кардинальского достоинства од­
ного японца и одного филиппинца. В кардинальской коллегии оказал­
ся впервые негр - епископ Лориан Ругамбва из английской бывшей
колонии Танганьика. «

11 октября 1962 г. папа Иоанн XXIII открыл II Ватиканский со­бор (Вселенский собор) в Риме. Предыдущий Вселенский собор был в 1869-1870 гг. Собор рассмотрел проблемы приспособления католи­ческой церкви к новым условиям в мире, в том числе проблемы эку­менического движения. Однако, как на его первой серсии, так и на второй, проходившей в 1963 г. уже под руководством Следующего па­пы Павла VI обнаружились противоречия в подходе к данной задаче, которые так и не были преодолены.

Святой престол признает только одну философию - философию Фомы Аквинского (1225-1274). Фома Аквинский - сын итальянского графа, был доминиканцем. Написал "Суммы богословия".

1) Иоанн XXIII - 1958-1963 гг.

II Ватиканский собор - 1962-1965гг.

Перед ним папой был Пий XII - 1939-1958 гг.

После него папами были:

Павел VI - 1963-1978 гг.

Иоанн-Павел I - 1978 г,

Иоанн-Павел II - с 1978 г. 97

В этой книге Фома Аквинский отступил от господствовавшего до него в католической философии платоновского направления и в осно­ву своей концепции положил христианизированное учение Аристотеля. При этом все прогрессивное в философии Аристотеля отбрасывалось. Фома учил, что, разум постигает низшую истину, а высшая истина постигается через божественное откровение. Он говорил: "Философия - служанка богословия". Папа Лев XIII в 1879 г. объявил учение (Фо­мы Аквинского "единственно истинной философией католицизма". То­мизм - реакция на Аверроизм. •

- В 1914 г. папством были специально определены и утверждены 24 тезиса как истинное учение Фомы Аквинского (папой Пием X). В 1916 году папа Бенедикт XV повторно санкционировал эти тезисы. Отступ­ление от них рассматривается как ересь.

Неотомисты (ЛМаритен, Э. Жильсон, Сертилланж, Л. це Реймекер) играли активную роль в распространении философских и социальных идей современного католицизма. Жильсон, например, заявлял: "Ос­новные метафизические положения Фомы Аквинского и по сей день стоят намного выше того, что считается наиболее прогрессивным в философской мысли нашего времени".

Другое направление современной западноевропейской философии -экзистенциализм - в его немецкой разновидности - видит опору а религии. Карл Ясперс, жидовствуюший философ Германии, писал: "Тем, чем мы являемся, мы стали благодаря библейской религии, благодаря секуляривациям (отчуждениям - ВН), которые явились следствием этой религии, - основам гуманности, современной науки, философии".