ЛРУГИЕ ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ

Наряду с главными направлениями и течениями в протестантизме одновременно и позже возникли и другие многочисленные течения и секты, которые выражали интересы отдельных социальных групп и прослоек.

КВАКЕРЫ (англ. - трясуны). Секта возникла в XVII в. Основатель - Джордж Фокс (1624-1691). Отрицают обрядность. Истина, по учению квакеров, - во "внутреннем свете", который озаряет человек и свидетельствует о присутствии в нем Христа. Религиозные чувства квакеры выражают сложными телодвижениями. В их социальных воззре­ниях о всеобщем братстве заметно влияние анабаптизма. В США, Анг­лии, Восточной Африке - около -2ООООО "трясунов".

БАПТИСТЫ (греч. bарtidso - погружать в.воду). Эта секта и те­перь занимает важное место в религии многих стран. Обряд крещения производится над взрослыми людьми и не в купели, а в водоемах, путем трехкратного погружения. Родоначальник баптизма - англича­нин Джон Смит.. В 1606 г. он организовал общину в Голландии, а за­тем е Англии. Общие баптисты считали, что спасение человека зави­сит от него самого, частные баптисты придерживались точки зрения Кальвина о божественном предопределении. С 1891 г. такого разли­чия уже даже и формально нет. В 1891 г. все баптисты объединились в "Баптистское миссионерское общество". В 1905 г. в Лондоне был создан "Всемирный союз баптистов". Недавно исполком этого союза переместился в Вашингтон. В США некто Роджер Вильямс в 1639 р. основал в штате Род Айленд первую баптистскую общину. После соз­дания Северо-Американских Соединенных Штатов, когда был принят закон о веротерпимости (1783), число баптистов стало быстро рас­ти. (В 1957 г. в США насчитывалось 19 млн. баптистов).

В XIX в. баптизм пустил глубокие корни и в Европе.

В 1849 г. создается баптистский"союз в Германии, в 1884 - в Италии, в 1887 - в Дании, в 1907 - во Франции.

В Россию баптизм проник из Германии.

Задача каждого баптиста - поддержание веры христовой и вовле­чение новых членов в секту (преимущественно, путем индивидуальной обработки).

Многочисленные баптистские секты не представляют собой чего-то однородного в вопросах вероучения. Тем не менее есть представле­ния, обряды и черты, общие им всем. Обряд крещения баптисты со­вершают, будучи взрослыми. Одежда старейшин (пресвитеров) - обыч­ная мирская одежда. Отвергают поклонение кресту, иконам, святым


мошам. Нет пышных церковных обрядов. Иисус Христос - воплощение троичности бога. Благодаря его милосердию человек спасает свою грешную от рождения душу и обретает небесное блаженство после смерти. Нужно отказываться от мирской суеты, земную жизнь нужно употребить на воспитание в себе любви к. богу. Проповедуют любовь к ближнему. Члены общин именуются "сестрами" и "братьями".

АДВЕНТИСТЫ (лат. аdventus - пришествие). Секта возникла в США б XIX в. из сторонников Е.Миллера (1782-1849) на основе широко распространенных в то время в Северной Америке и странах Европы представлений о неизбежном конце мира (эсхатологических представ­лений). Верят во второе пришествие Христа. Вначале Миллер "подс­читывал" день этого события. (В пророчествах Даниила в Ветхом за­вете (VIII, 14) говорилось, что святилище божие будет оскверняемо в течение 2300 дней. В 457 г. до Р. X. персидский царь Артаксерск издал указ о восстановлении Иерусалима. 2300-457=1843 г. 23 мар­та). Люди поверили Миллеру, стали раздавать имущество. Обман раскрылся, Миллер был изгнан ив общины.

После этого адвентисты пришли к выводу, что день явления гос­пода неизвестен, но он близок. Они считают, что этот день прои­зойдет, якобы, в виде "первого воскресения". Через 1000 лет будет "второе воскресение". Будут созданы новые небеса и новая земля. Новая земля сделается вечным наследием святых, т.е. адвентистов. Столицей будет - Новый Иерусалим. Адвентисты в качестве "священ­ной" книги признают только Библию. Отрицают почитание богородицы, церковную иерархию, обряды, посты. Считают, что душа умирает вместе с телом и вместе с ним воскресает. Пресвитер выбирается общиной, как и у баптистов. Разновидность адвентизма - адвентис­ты-реформисты. Главное же направление в секте - адвентисты седь­мого дня, последователи американки Елены Уайт, объявившей, будто во сне она видела бога и получила от него указание о праздновании не воскресенья, а субботы как седьмого дня недели.

Общий центр адвентистов - "Генеральная конференция Адвентистов седьмого дня" (в Вашингтоне), входящая во Всемирный Совет Церк­вей. Избегают работать в субботу. Не пьют кофе, чай, вино, не ку­рят, не едят свинины, животных жиров, перца. Живут в постоянном тревожном ожидании "конца света".

Адвентисты седьмого дня - организованная секта. Их общины сос­тавляют "соединения", соединения образуют "унионы", эти последние - "дивизии". Каждая единица имеет свой исполнительный комитет. Из Америки адвентизм проник в Европу в конце 60-х годов (в Швейца­рию), затем, через 10 лет, в Англию, Скандинавию. В начале 80-х годов, они стали проникать и в Россию. Адвентисты пророчат гибель всем, кто находится за пределами их секты. Они не боролись против ядерной войны, считая ее предзнаменованием скорого конца мира. Утверждают, что при втором пришествии первыми будут истреблены

 

безбожники.

МЕТОДИСТЫ- возникли как течение в англиканской церкви (первая половина XVIII в.), а в 1891 г. оформились в самостоятельную организационную единицу. Главное в этой секте - ежедневное, систе­матическое т.е. методическое, проведение на практике учения Христа. На деле - это сплошное ханжество. Ныне основная масса ме­тодистов находится в США. После баптистов они составляют здесь самую значительную секту.

УНИТАРИСТЫ(лат, unitas - единство) - ересь, возникшая еще в период раннего христианства. Унитарист М Сервет (1511-1553) был сожжен Кальвином. Унитаристы утверждают, что бог - един.

Разновидностью унитаризма было учение Социна в Польше (арианс­тво). Отвергали грехопадение человека. Говорили о прирожденной доброте человека. Требовали веротерпимости. В настоящее время унитаристов очень мало (100000 человек в США и 25000 - в Англии). Ныне унитаризм служит лишь целям распространения фидеизма.

"АРМИЯ СПАСЕНИЯ"- состоит из "солдат", "офицеров", "адъютан­тов". Возглавляется "генералом" со штаб-квартирой в Лондоне. Свою задачу видят в насаждении христианской религиозности независимо от вероисповеданий. Основана в 1865 году и реорганизована по во­енному образцу в 1878-1880 гг. методистом Уильямом Бутсом (1829-1912) первоначально для религиозной пропаганды среди анг­лийского люмпен-пролетариата в трущобах Ист-Энда. Затем сфера их деятельности расширилась. Имеют ночлежки, столовые, больницы и т. п. За помощь бедняк должен участвовать в религиозных мероприя­тиях. Армия спасения действует в десятках стран. Удельный вес Ар­мии спасения в протестантизме - невелик.

Если протестантизм как одно из направлений в христианстве, бу­дучи продуктом реформации XVI в. Явился выражением антифеодаль­ных общественных тенденций, то ныне протестантизм, за исключением маловлиятельных течений в нем, превратился в антинародную силу.

В Швеции, Норвегии, Дании протестантская церковь является офи­циальной, узаконенной церковью.

В США, где церковь формально отделена от государства, в 1958 году протестантов - 35% населения, католиков - 20%.

В 1948 г. был создан Всемирный Совет Церквей, объединивший протестантские церкви 44 стран мира.

В этом сказалось коренное перерождение протестантизма, его стремление создать единый фронт борьбы против социального переус­тройства, защитить устои социально несправедливого общества.


ПРИЛОЖЕНИЕ

МУНИСТЫ.Секту возглавляет американец корейского происхождения - Мун (луна) Сон (солнце) Мен (человек), или Сан Хьюн Мун.

... "Пророк" родился в Корее в 1920 году в пресвитерианской семье. Все бы шло своим чередом, но вот ровно через шестнадцать лет с Мунова рождения к нему "спустился" Христос и "возлагает" на его плечи тяжелую ношу второго мессии. В 1948 году за подрывную пропаганду его арестовывают власти КНДР. Бросив беременную жену, Мун бежит в Южную Корею и создает свою "объединенную церковь". Забывая христов завет "не прелюбодействуй", он не выполняет и завета "не убий". Преподобный начинает производство огнестрельно­го оружия, сначала в Южной Корее, а потом и в других странах. На его заводах со строгой военной дисциплиной "миряне" собирают вин­товки и автоматы, вооружаясь против "сатаны".

Расцвет "объединенной церкви наступил после того, как к власти в Южной Корее пришел диктатор Пак Чжон Хи. Муну были разрешены официальные сборища. Многие государственные чиновники чуть ли не силком отправлялись на его семинары.

Потом состоялся международный дебют. Сначала в Японии и стра­нах Юго-Восточной Азии, затем в Европе, Америке. Сегодня у него 400 тысяч последователей в Южной Корее, 260 тысяч в Японии, 30 тысяч в США, более десятка тысяч во Франции, Германии, Англии, Голландии.

По теологическим догматам Мун Сон Мена бог поручил ему объеди­нение воедино всех христианских течений и изгнание "сатанинских сил". Но кто же финансирует мессию N2? Вовсе не силы небесные. Девяносто процентов более чем десятимиллионного бюджета "объеди­ненной церкви" - пожертвования лиц, пожелавших остаться неизвест­ными. За "преподобным" стоят не только его собственные фабрики оружия.

Корреспонденты задали Муну довольно ехидный вопрос: не кажется ли ему, что первый мессия жил намного скромнее второго? Речь шла о роскошном особняке в одном из живописнейших пригородов Нью-Йор­ка, купленном "пророком" за 615 тысяч долларов. При этом журна­листы располагали информацией, что Мун и его "апостолы" незаконно прикарманивают деньги своих прихожан.

- Я стал мировой фигурой и должен принимать гостей с достоинс­твом.

"Мировая фигура" пытается обрабатывать в духе своих идей аме­риканский конгресс. Ежегодно его организация щедро отсчитывает десятки тысяч долларов на пропаганду своих идей в конгрессе США и

обещает в скором будущем посадить в Капитолий своих людей. Мун обрушивается на Организацию Объединенных Наций, как на "орудие сатанинских сил" коммунизма. Что же он предлагает взамен?

- Я хочу иметь таких прихожан, которые будут послушны только мне, а не своим родителям или президентам. К если мне будет подв­ластна половина населения планеты, я переверну мир вверх дном, - исступленно грозится пророк со своего алтаря.

(А. Толкунов. "Не бог, а шарлатан". "Правда", 12.08.1976 г.)