ФОРМЫ РЕЛИГИИ

Первоначально возникновение самых древних пещерных изображений вызвано было как будто случайными ассоциациями в сознании первобытного человека, замечавшего сходство в очертаниях камней или скал с обликом тех иди иных животных. В более позднее время появились изображения, порожденные уже только воображением первобытных людей.

Первобытное искусство, как и духовное творчество людей вообще, в своем развитии таило возможность отлета от действительности, оно переплеталось с религиозной фантастикой.

Человеку казалось, что если он нарисует раненого зверя, то это будет содействовать удачной охоте. (Об этом же говорят данные этнографии, т.е., науки, изучающей и описывающей различные народы земли, их обычаи и нравы.) Австралийцы перед началом охоты рисуют на песке кенгуру и пронзают это изображение копьями. Люди верили, что так же будет и в действительности.

Религия препятствовала реальному осмыслению природы. Отрыв фантазии от действительности совершался в различных формах. Фетишизм - наделение предмета качествами, ему не свойственными, превращение предмета в "сверхчувственную" вещь.

У многих народностей Африки практикуется выбор различных амулетов и наделение их "чудесными" свойствами. Причем, если амулет не оправдывал возлагавшихся на него надежд, хозяин бил его и выбрасывал.

Фетишизм есть и в христианстве (иконы, мощи).

Колдовство - вера в чудодейственные свойства заклинаний и ритуальных действий. Манипуляций австралийцев над изображением кенгуру есть колдовство.

Великий русский путешественник С. П. Крашенинников в XV11 веке наблюдал у жителей Камчатки следующий обряд колдовства: перед охотой на волка камчадалы съедали чучело волка, сделанное из сладкой травы, жира и других съедобных вещей.

Индейский колдун, желая вызвать дождь, лил воду с крыши хижины.

К колдовским же обрядам относятся знахарство и заговоры.

Есть элементы колдовских обрядов и в христианстве (молитвы молебны, например, о ниспослании дождя), Тотемизм - вера в сверхъестественное родство между группами людей и предметами; животными или растениями (волк, кенгуру,орел, лилия). Происходит это слово от индейского - "тотем", чтозначит "его род".

Так, например, у австралийцев родовые группы носили названия "люди кенгуру", "люди водяной лилии".

Тотемизм - это выделение "фетиша фетишей". Тотемизм связан запретами, с "табу". Тотема запрещалось убивать и есть, кроме определенных дней, дней приобщения, как это было у австралийцев, Тотемизм вошел и в другие религии. Ислам запрещает есть свинью

(в прошлом, как видно, тотемное животное). Бог иудеев имел образ льва, затем быка (о чем имеются сведения в Библии, в Ветхом завете), позже принимает образ человека. Христианство практикует обряд причастия к телу и крови Христа (хлеб и вино). В раннем христианстве приносили в жертву агнца (ягненка). Видимо, агнец ранее олицетворялся с богом, являлся тотемом. В Индии до сих пор особым покровительством пользуется священная корова. В древнем Египте такими же правами пользовался бык - апис.

Несколько позже появилось представление о сверхъестественном двойнике индивида - душе. Такое представление вслед за Э. Тэйлором стали называть анимизмом (конечно, не в том смысле этого слова который вкладывал в него Э Тэйлор).

Идеи о делении загробного мира на ад и рай не встречаются в первобытных верованиях. Они появляются вместе с появлением несправедливости в отношениях между людьми.

Все формы религиозных представлений: фетишизм, тотемизм, анимизм - возникли в эпоху палеолита и мезолита. (

В эпоху неолита (5000 лет до н.э. - 2000 лет до н.э.) начинается изготовление глиняной посуды, появляется металлургия. Наряду с охотой возникает рыболовство. Появились

лодки, лыжи. Строили деревянные дома. Переходили к оседлому образу жизни. Развивалось ткачество. Появились новые представления, созданные в воображении •людей, - духи земли, солнца, грома, молнии и т. п.

Религиозные представления народов Африки, Австралии, Полинезии и Америки выше этих форм не поднялись.

На этой же стадии у других народов начинают появляться антропоморфные представления о духах. Тотемизм начал уступать место культу человека-предка.

Появляются мифы - сказания о сверхъестественных силах. Мифология - непременная составная часть всякой религии, дополнение к ее культовой стороне. С развитием культа антропоморфных предков возникли специальные места для отправления религиозных культов, которые постепенно превращались в храмы.

Развитие производительных сил, общественное разделение труда, обмен привели к тому, что общество оказалось в состоянии производить больше того, что оно потребляло. Возникла возможность присвоения результатов чужого труда. Появилось рабство. Среди свободных людей произошло расслоение. Религия стала освящать несправедливые отношения. Возникло многобожие (политеизм).

Многочисленные боги в религиях Египта, Ассирии, Вавилонии, Древней Греции и Рима любили, ненавидели, ругались, воевали, обманывали и торговали между собой как живые реальные люди.

Особенным богатством и разнообразием отличалась древнегреческая мифология, созданная в древнегреческих городах-полисах

(см. Гесиод "Теогония", поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея").

Элементы политеизма есть и в христианстве (архангелы, святые, херувимы, серафимы).

Римскую империю, объединившую под властью единого императора громадные территории, не удовлетворяло многобожие. Религия должна была освящать власть одного человека. Таким образом корень христианского монотеизма (единобожия) - в создании Римской Империи, во главе которой стоял один человек - император.

Созданная несколько веков спустя мусульманская религия - тоже монотеистическая - освящала самодержавную политику арабского халифа, стоящего во главе огромной империи.

К началу XX века из 1500 миллионов человек, населявших земной шар, приверженцев различных религий насчитывалось примерно следующее количество:

- 600 млн, брамино-буддистов;

- 500 млн. христиан;

- 200 млн. язычников;

- 180 млн. магометан;

- 10 млн. иудеев.

Примерно 10 млн. человек не разделяли никаких религиозных концепций, то есть являлись атеистами.

В XX веке после событий 1917 и 1933 гг. атеистов стало гораздо больше. .

Структура религии складывается из следующих элементов:

- религиозное сознание;

- религиозный .культ;

- религиозные организации.