S3 Религия Иранцев

В Х-УП вв. до н.э.в древней Персии (Иране) возникла и полу­чила затем распространение в Средней Азии и Азербайджане дуалис тическая религия -парсизм, или зороастризм.Ее основателем был пророк Заратустра (Зороастр), давший имя новой религии и напи­савший Гат -самую древнюю часть священной книги зороастризма Авесты *Зороастр объединил основные религиозные представления древних 'персов.

Основная идея зороастризма заключается в признании борьбы двух извечно существующих сил - Ахура-Мазды (отсюда другое название зороастризма - маздаизм) и Анхра-Маныо (у древних греков-эллинов Ормуэда и Аримана). Ахура-Мазда олицетворяет свет, добро, истину и жизнь.- Анхра-Манью - тьму, зло, ложь и смерть. Ареной борьбы этих сил является мир; участвуют в ней и люди, обладающие свобо­дой выбора. Усилия сторонников Ахура-Мазды должны в итоге привес­ти к победе света и добра. В дуалистических идеях зороастризма отразились особенности общественной жизни древних персов, земле­дельческих арийских племен, часто подвергавшихся нападениям ко­чевников, несших разрушение цсмерть. Дуализм зороастризма оказан влияние на учение манихеев, павликан, катаров и.другие. В III и последующих веках н. э. в зороастризм вошло учение манихеев о страшном суде и огненной космической катаст

последователи Ахура-Маз­ды очистятся в огне с помощью спасителя - Митры, который для это­го очищения воскресит мертвых, - учение, представляющее собой жи­довское, на христианский лад, дополнение древних арийских религи­озных представлений.

Культ Митры, хотя его имени нет в древних текстах, был широко распространен среди древних персов. Митра считался союзником и посланцем Ахура-Мазды. Праведной жизнью, достойной спасения, зо­роастризм считал умножение материальных благ при помощи земледе­лия, ирригационных работ, данных людям Ахура-Маздой.

Парсы, современные последователи зороастризма, считают правед­ной и предпринимательскую деятельность

1)Зороастр (Живучая Звезда) был, по преданию, современником Гистаспа, отца персидского царя Мария. Известный переводчик Зенд-Авесты И. М. Стеблин-Каменский переводит имя Заратуштра как
"Обладающий старым верблюдом", то есть обычное мня того народа той эпохи.

2)Точнее, Зенд-Авесты (Живого слова).

_ 27

местах Аравии. В дошедших до нас преданиях о деятельности этих Искателей истины и пророков (например, Муселиймы в области Йемама, Мухаммеда в Мекке) много неясного. Мухаммед, согласно преданию, родился в Мекке около 570 года н.э. и происходил из рода Хашим племени курейшитов. Его родители были людьми бедными; рано осиротевшему Мухаммеду пришлось наняться пастухом, а затем при­казчиком. Женитьба на богатой вдове Хадидже изменила его матери­альное положение. По преданию, с проповедью Мухаммед выступил в 610 г, в Мекке,

Пророк в религиозной форме выражал идеи политического объеди­нения арабских племен, отрицал иудейского и христианского богов. Однако и жидовизм, и христианство оказали влияние на формирование халифских вероучений, а через них и на ислам. (Ханифами называли "искателей истины", проповедовавших единобожие).

Пророки обещали близкие перемены в жизни арабов, говорили, что скоро придет "весть* и грядет "час", после которого все невзгоды арабов прекратятся.

В начале второй четверти VII в. в Западной Аравии создалось большое объединение арабских племен с центром в городе Медина. Во главе этого нового государственного образования встали вожди и проповедники, вышедшие из среды ханифов. Часть из них были пере­селенцами из Мекки. Во главе переселенцев, по преданию был про­рок Мухаммед. От даты этого переселения, вызванного преследовани­ями их политических противников, с 622 г. н.э. (хиджра) - и ве­дется мусульманский "лунный календарь.

Ислам - в переводе на русский язык означает "покорность", "предание себя единому богу".

Это название выражало основное политическое требование сторонников нового учения. .

. Люди, принявшие эту покорность (ислам), стали именоваться муслимами, мусульманами (преданными).

"Верующие, - обращается к верующим Коран, - повинуйтесь богу, повинуйтесь посланнику его и тем из вас, которые имеют власть

В 630 г. перед мусульманами капитулировала Мекка, Образовавшееся крупное объединение арабских племен постепенно оформилось как феодальное государство (халифат), во главе которого стоял халиф совмещавший духовную и светскую власть. Религией халифата стая ислам.

Вероучение ислама изложено в Коране, а такие в сборниках пре­даний (сунны)* и мусульманских законодательных книгах (шариат), составленных в раннем средневековье.

Религиозный культ мусульмане отправляют в мечети. Мечеть (от арабского масджид – место поклонения, или место, где простираются ниц) представляет собой крытое помещение о куполом или сводами, опирающимися на колонны. По углам мечети с внешней стороны или

вернее Казвина. Фанатичные фидаи находились в полном подчинении у
шейха.

Вначале ХII в. асасины появились в Сирии и Ливане, где вели
борьбу с крестоносцами.

Иранских асасинов разгромили монголы в 1256 г. Сирийских и

Ли­ванских асасинов окончательно разбил египетский султан Бейбарс в 1272 году.