В.В. Маяковский

 

Владимир Владимирович Маяковский (7/19.VII. 1893, с. Багдади, Гру|зия — 14.IV. 1930, Москва) — выдающийся поэт русского художе-енного авангарда, новатор, создатель оригинальной стиховой системы, оказавшей заметное воздействие на развитие поэзии XX века. Он -- автор исключительно своеобразных лирических произведений, поэм, пьес.

Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Его поэзию высоко ценили его современники разных идеологических ориентаций, в том числе и те, кто оказался в эмиграции: «И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед… Этими своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать», -- утверждала М. Цветаева. Он органично вписался в послереволюционную действительность и своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к самоубийству. Однако спустя пять лет после трагической гибели Маяковского И. В. Сталин объявил его „лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи", что фактически привело к канонизации его фигуры. На протяжении многих последующих десятилетий его художественное наследие трактовалось как образец верного служения искусства идеям социализма, коммунистической партии.

В период перестройки, когда началась «смена вех» в русской литературе XX века, стали развенчивать признанную советскую классику, в том числе и Маяковского. Так, в вышедшей в 1990 г. книге Ю. Карабчиевского „Воскресение Маяковского", написанной по-своему талантливо, Маяковский представлен исполнителем „социального заказа" большевистской власти, двуличным глашатаем насилия и демагогии. В книге есть много тонких и точных наблюдений. Но образ поэта все же неадекватен. Поэзия Маяковского как раз подкупает своей искренностью. «…сегодня я удивительно честный», -- не случайно признается лирический герой поэмы «Облако в штанах». «

Сегодня настала пора для нового, объективного и свободного от политической конъюнктуры прочтения произведений автора „Облака в штанах" и „Про это", „Владимира Ильича Ленина" и „Хорошо!", вступления «Во весь голос".

Маяковский родился в семье дворянина лесничего, с 1900 г. жил в Кутаиси, с 1902 г. учился в гимназии. В 1906 г., после смерти отца, с семьей пе ехал в Москву, где продолжил гимназическое обучение.

Мировоззрение. Еще в Кутаиси Маяковский участвовал в революционном движении, в 1908 г. уже в Москве вступил в большевистскую партию. Круг своих тогдашних интересов Маяковский позднее очертил в автобиографии „Я сам" (1922, 28): «Беллетристики не признавал совершенно. Философия. Гегель. Естествознание. Но главным образом марксизм»[92]. Здесь же поэт заявляет о своем атеизме и интернационализме[93]. Однако его отношение к религии в дореволюционной поэзии не такое однозначное. В стихотворениях «Несколько слов обо мне самом» (1913), «Послушайте!» (1914), «Облаке в штанах» (1914-15) и других поэмах присутствует лирический герой Маяковского вступает в конфликт с Богом с позиции ницшеанского Заратустры, но при этом гордый богоборец и богохульник также просит Бога уменьшить страдания и одиночество людей.

Впечатления детства и юности, проведенных на юге, в Грузии, не отпускали молодого поэта и после приезда в Россию. Отсюда и эпатажное признание в нелюбви к России в послании 1916 г. «России»:

Вот иду я,

заморский страус,

в перьях строф, размеров и рифм.

Спрятать голову, глупый, стараюсь,

в оперенье звенящее врыв.

 

Я не твой,снеговая уродина.

Глубже

в перья, душа, уложись!

И иная окажется родина,

вижу-

выжжена южная жизнь.

Что ж, бери меня хваткой мерзкой!

Бритвой ветра перья обрей.

Пусть исчезну,

чужой и заморский,

под неистовства всех декабрей.

 

Эстетика. Поиск новых поэтических тем и художественных средств и приемов. Об этом говорится в поэме «Облако в штанах» (1915), стихотворении «Братья писатели» (1917), статье «Как делать стихи» (1926). Будучи соавтором футуристических манифестов, Маяковский при этом по-своему трактовал взаимоотношение искусства и жизни, утверждал идейно-социальную функцию художественного творчества.

Поэтика. 1. Маяковский выражает, по точной оценке М. Бахтина, анархический бунт люмпен-пролетариата и в основном ориентирует свой поэтический язык на его социальный говор: «Он хочет быть поэтом улицы», ориентируясь на уличный жаргон, Маяковский «создает свои новые слова»[94] и таком образом обновляет литературный язык. В целом Маяковскому чуждо «самовитое слово», разрывающее связи с социальной реальностью. Отбор слова в поэзии Маяковского определялся темой, слово следовало за вещью, явлением, а не явление за словом.

2. Подобно русским гражданским лирикам Державину и Некрасову, Маяковский усиливает риторическое звучание своей поэзии. Его риторика имеет общность и с античной. Цицерон, Тит Ливий брали свою ругань у представителей социальных низов, «и этим Маяковский связан с ними к величайшей чести его. Характерна для него и демагогичность<…>. Таким образом, Маяковский на русской почве, в новой форме , в другой обстановке внес в поэзию риторизм, который до него был очень мало представлен. И в этом его заслуга неоспорима»[95]. Отсюда так значима у Маяковского тема поэта и поэзии, одна из двух его основных тем. Вторая и основная его тема – провозглашение живой жизни в социальных низах, где нет и не может быть ничего устойчивого: «силен, жив и может творить только тот, кто устойчивого места не занимает» [96]Риторической бранью Маяковского наполнены инвектива «Нате!» и его сатирические гимны (антигимны).

3. Огромна роль метафоры в поэзии Маяковского. Ю. Олеша, создавший огромное количество свежих и поэтичных метафор, назвал Маяковского королем метафоры. «Я несколько раз предпринимал труд по перечислению метафор Маяковского. Едва начав, каждый раз я отказывался, так как убеждался, что такое перечисление окажется равным перечислению всех его строчек»[97]. Не меньшую роль играют в поэтике Маяковского гиперболы, антитезы, оксюмороны, которые порой удивительно переплетаются.

4. У Маяковского есть силлабо-тонические размеры, но уже в ранней поэзии появляется тонический акцентный стих. В акцентном стихе метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно. Наиболее распространенные размеры -- трех- и четырехударник. Этим стихом (трех- и четырехударником) написана поэма «Облако в штанах». Именно Маяковский внедряет в русскую поэзию акцентный стих.

5. Очень много Маяковский работал над рифмой. Он рифмовал всегда наиболее важное в смысловом отношении слово. Его заслуга -- изобретение неточных, свежих, зачастую составных рифм.

Периодизация. В творчестве Маяковского выделяют два периода – до- и послереволюционный.

Творчество первого этапа. С 1911 г. Маяковский -- участник группы молодых поэтов и художников — кубофутуристов[98], один из ее лидеров, деятельный участник их сборников, публичных выступлений в разных городах России.

Самые ранние стихи Маяковского 1912—1913 годов „Ночь", „Ут „Порт", „Из улицы в улицу" и другие соответствовали эстетическим нормам русского кубофутуризма, теоретические положения которого содержались в манифесте „Пощечина общественному вкусу" (1912). Как кубофутурист поэт ориентировался и на индивидуализм лирического героя, и на восприятие языка как средства выражения собственной творческой личности прежде всего, и на приоритет вещного, предметного мира, и эпатирующую антиэстетику, и на футуристическую философию, и на нигилистическое отношение к классическому искусству и к современности. При этом Маяковского от футуристов отличали те нравственные критерии, которые всегда были характерны для русского писателя: отрицая классическое наследие, Маяковский тем не менее заявил в своей поэзии тему сострадания, отзывчивости на боль ближнего („Послушайте!", 1914; «Мама и убитый немцами вечер", 1914). В трагедии 1913 г. „Владимир Маяковский" герой-поэт готов принести себя в жертву ради спасения людей от страданий.

Образ лирического героя. Герой раннего Маяковского -- бун1арь-романтик, мятежник, убежденный в своем праве выступать от имени „уличных тыщ", ниспровергатель устоев мироздания. В то же время этот герой-индивидуалист ощущает свое трагическое одиночество среди людей. В стихотворном цикле „Я" (1913) лирический герой, делая заявку на сверхличность, которой все человечеческое чуждо („идет луна — / жена моя", „Я люблю смотреть, как умирают дети»), вместе с тем переживает душевную боль („Это душа моя / клочьями порванной тучи / в выжженном небе / на ржавом кресте колокольни!», «Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека"). В поэзии Маяковского первой половины 1910-х годов выражено желание быть понятым и получить от мира сочувствие („Скрипка и немножко нервно", 1914). Его протест против современных социальных[ и моральных норм („Нате!", 1913) не самоценен, он является следствием внутренней драмы «ораненного, загнанного героя» („От усталости», 1913). Можно сказать, что лирический герой, Маяковского одновременно эпатирует и страдает.