Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Здесь присутствует дальнейшее, по сравнению с акмеизмом, снижение возвышенного образа звезды, столь важного для символистов.
И надрываясь
в метелях полуденной пыли
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -чтоб обязательно была звезда!
-клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно,
говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?"
Позиция лирического героя Маяковского – позиция сопричастности к нуждам тех, кто рядом с ним.
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Поэт, ощущающий себя посредником между Богом и людьми, ищет себе роль в евангельской мифологии. Лирический герой ранней поэзии Маяковского устанавливает свое родство со звездами, близость с луной. В трагедии «Владимир Маяковский» (1913) канонизируется не Христос, а поэт. Он готов принести себя в жертву ради спасения людей от страдания. А поэма «Война и мир» (1916) – своего рода Новый Завет от Маяковского. Об этом свидетельствует идея воскресения Христа, рождения новых людей. И эти идеи удачно выражаются с помощью библейской образности.
В «Гимне ученому» (1915) нарисован сатирический образ ученого-автора трактата «О бородавках в Бразилии». Ученому с искривившимся позвоночником «не нудно, //что растет человек глуп и покорен…». Идея стихотворения – ответственность интеллигенции перед жизнью.
Важна также тема города. Город -- это место страдания и озверения его жителей. Стихотворение построено на реализации метафоры горожане-звери, гротеск переходит в фантастику – превращение лирического героя в собаку.