Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет. Покоя - нет.
1911 - 6 февраля 1914 (с.595).
В последней строфе очевидно то новое, что внес Блок-символист в трактовку темы «поэт и поэзия»: подобно Бальмонту, он отрицает мещанский уют и связанное с ним аполлоническое начало и выбирает дионисийство с его трагической гибелью в «стуже лютой».
Вершина 3-го тома лирики — цикл «Родина» (1907-1916), ознаменованный поисками иного мира, тоской по цельности.
З.Гиппиус в статье «Мой лунный друг» писала о Блоке: «Не эрудит — он любил книгу и был очень серьезно образован. Не метафизик, не философ — он очень любил историю, умел ее изучать, иногда предавался ей со страстью»[230].
В зачине цикла «Родина» «Ты отошла, и я в пустыне <…>» звучит драматичный мотив утраты Вечной Женственности лирическим героем, который осознает себя Христом:
Да. Ты - родная Галилея
Мне - невоскресшему Христу.
И пусть другой тебя ласкает,
Пусть множит дикую молву:
Сын Человеческий не знает,
Где приклонить ему главу.
30 мая 1907
В стихотворении «Задебренные лесом кручи<...>» (октябрь 1907 - 29 августа 1914) нарисован образ «сжигающего Христа» (вновь звучит мотив очистительного, связанного с Богом огня) — таким его видели русские крестьяне в древности.
Наиболее значителен в цикле «Родина» цикл из пяти стихотворений «На Поле Куликовом». Здесь сквозь призму ницшеанской идеи вечного возвращения и пророчеств Вл.Соловьева показана Россия прошлого, настоящего и будущего. Герой цикла — боец времен Куликовской битвы и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней». Здесь очевиден модернистский синтез художественных времен.