В неореализме существовали этапы: 1900-1910-е гг.; 1920-е гг.; 1930-е гг.

Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале «Заветы» (ее возглавлял близкий символистам писатель-экспериментатор А.М. Ремизов). В критике 1900-10-х гг. были осмыслены первые творческие опыты молодых прозаиков, чьи темы, жизненный материал и присущее им бытописательство казались традиционными для русского реализма. Но на деле эти писатели отказались от реалистической картины мира и концепции человека и активно искали новые, модернистские, художественные средства и приемы. Поэтому критики называли этих авторов неореалистами, или новореалистами. Творчество первого поколения неореалистов соотносится с произведениями Ф.К.Сологуба, З.Н.Гиппиус, А.А.Блока, А.Белого, М.Горького, А.Н.Толстого.

Уже в произведениях неореалистов 1908-1916 гг. нарисована в целом индетерминистская модернистская картина мира. В эти годы у неореалистов возникает концепция «органического», или «зоологического», «первобытного» человека, углубляется понимание места «маленького человека» в мире, создается разветвленная типология героев.

В первый творческий период неореалисты опираются прежде всего на русские традиции - Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова. Как и их глава в 1900-1910-е гг. Ремизов, неореалисты «первой волны» активно экспериментируют в области жанра, повествования и языка и находят свою культурную «почву» в фольклоре, древнерусском искусстве, в разноречии провинции. В произведениях неореалистов формируется сказово-орнаментальная стилевая манера.

В 1920-е гг. окончательно вырабатывается теория неореализма («синтетизма») на основе творчества неоралистов «первой волны» и писателей из литературной группы «Серапионовы братья», одним из наставников которых стал Е.И. Замятин, явившийся теоретиком неореализма. Период 1920- х гг. – самый плодотворный в деятельности неореалистов. В 1920-е гг. появляются неореалисты «второй волны» - «серапионы» В.А.Каверин, Л.Н.Лунц, М.М. Зощенко, а также В.П.Катаев, И.Г.Эренбург. Им близки А.Грин, И.Э.Бабель. Но основу неореалистического течения 1920-х гг. образует творчество Е.И. Замятина, М.М. Пришвина, А.Н.Толстого, А.П.Платонова и М.А.Булгакова. У этих писателей при существовавших у них идейных расхождениях есть тем не менее общая модернистски-субъективная форма художественного обобщения. По точной оценке С.И.Кормилова, «ни платоновский, ни булгаковский <...> художественный метод нельзя определить одним словом или понятием. Это разные творческие принципы, зачастую во многом реалистические, но и непременно «универсалистские», воссоздающие мир в его глобальных общечеловеческих, природных, космических и «запредельных» закономерностях»[17]. На данном этапе действенными являются для неореалистов остаются эстетические идеи, сформулированные в статьях символистов В.Я.Брюсова, Вяч.И.Иванова, А.А.Блока и А.М.Ремизова.

1930-е гг. – заключительный этап в существовании неореализма как последнего модернистского течения,хотя творческий путь его отдельных представителей продолжался (Платонов, Булгаков, Толстой, Шишков, Шмелев, Ремизов).

Творчество неореалистов являлось постоянно обновляющимся модернистским литературным течением.

Творчество неореалистов «первой волны»

В 1900-1910-е годы в литературу входили прозаики, которых объединяли похожие общественно-политические и философско-эстетические взгляды.

Почти все они в той или иной мере сочувствовали революции 1905 г. Ремизов, Пришвин, Замятин участвовали в революционной деятельности, за что были арестованы и сосланы. Ремизов и Замятин после возвращения из ссылок, Пришвин после освобождения из тюремного заключения отошли от революционной деятельности и посвятили себя творчеству. Ремизов стал сотрудничать в Херсоне с «Товариществом новой драмы» В. Мейерхольда. С 1905 г. началась журналистская работа Пришвина, повлиявшая на становление в его ранней прозе жанра очерковой повести. С 1908 г. Замятин стал писать рассказы и сказки. Мировоззрение Ремизова, Пришвина и Замятина представляло собой синтез марксистских и ницшеанских идей, а взгляды Пришвина и Замятина сформировались также и под влиянием идей лауреата Нобелевской премии физико-химика В. Оствальда (творчески усвоенная писателями концепция энтропии и энергии). Все неореалисты занимали демократическую позицию, как в социальном, так и в национальном планах (протест Сергеева-Ценского против черносотенных погромов в 1905 г. и отказ писателя участвовать в усмирении восставших в 1905 г. крестьян), публиковались в основном в журнале «Заветы» и в горьковской «Летописи». Творческое становление некоторых неореалистов происходило в литературной студии Ремизова при журнале «Заветы».

А.М. Ремизов. Алексей Михайлович Ремизов (1877, Москва-1957, Париж) - писатель, поэт, критик. Был вольнослушателем на естественном отделении математического факультета Московского университета (1895-1897). В этот период занимается революционной деятельностью, верит в марксизм. Сначала Ремизов разделял взгляды позднего революционного народничества, позднее легшие в основу идеологии партии эсеров. В 1896 г. за активное участие в студенческой демонстрации в память о Ходынке был арестован и сослан в Пензу.

В Пензе становится одним из руководителей марксистского кружка, за что в феврале 1898 г. его вторично арестовывают и ссылают в Усть-Сысольск. В 1898-1903 гг. Ремизов живет под гласным надзором в Усть-Сысольске и Вологде. В Усть-Сысольске он переводит знаменитую книгу Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Во время обыска в 1900 г. у него взяли труды Шопенгауэра, «Мысли об Ибсене» Ницше, Канта[18].

В 1901-1902 гг. в Вологде Ремизов начал постепенно отходить от революционной работы, осознавая свое литературное призвание. Сотрудничество Ремизова в 1903 г. после окончания ссылки с В.Э. Мейерхольдом в «Товариществе новой драмы» в Херсоне помогает творческому самоопределению писателя.

В 1905 г. Ремизов переезжает с семьей в Петербург и знакомится с В.В. Розановым, сближается также с философом-экзистенциалистом Л. Шестовым. Вскоре Ремизов становится одним из организаторов литературного процесса Серебряного века.

Идеологически Ремизову был близок ведущий критик неонароднического журнала «Заветы» Р.В. Иванов-Разумник, опиравшийся в своих общественных взглядах на Герцена и его последователей и критиковавший марксизм за поверхностность его философских теорий. Писатель стал вести кружок при «Заветах», который посещали молодые прозаики: Замятин, Шишков и Пришвин. Под знаменем этого писателя собираются те, кто хорошо знают и любят Россию, являются блестящими бытописателями, но хотят обновления классического реализма. Студийцы занимались поисками интонационного русского «лада», испытывали живейший интерес к философии, к модернистской литературе. Данная студия сыграла большую роль в творческом становлении неореализма.

Ремизовское восприятие русской революции сродни блоковскому. В дневниковой книге «Взвихренная Русь» Ремизов сравнивал Февральские события с природными стихиями. Но, в отличие от Блока, Ремизов сомневался в революции как способе решения социальных противоречий и переоценил былые марксистские взгляды. «Никакие и самые справедливейшие учреждения и самый правильный строй жизни не изменят человека, если что-то не изменится в его душе – не раскроется душа и искра Божия не взблеснет в ней.

А если искра Божия взблеснет в душе человеческой, не надо и головы ломать ни о справедливейших учреждениях, ни о правильном строе жизни, потому что с раскрытой душой само-собой не может быть среди людей несправедливости и неправильности»[19], -- эта дневниковая запись предельно откровенно выражает ремизовское понимание революции как духовного феномена и подготавливает эмиграцию вчерашнего социалиста-революционера. Ремизов в 1921 г. уехал за границу. Он поселился сначала в Берлине, а в 1923 г. переехал в Париж, где и жил до самой смерти.