План Книги Исход

1. Притеснение в Египте - 1:1-22

2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7

3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21

4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27

5. Получение закона у горы Синай - 19:1-24:18

6. Священный план строительства скинии - 25:1-31:18

7. Идолопоклонство израильтян и заступничество Моисея

8. Повторное получение закона - 34:1-17

9. Строительство и освещение скинии - 35:1-40:38

 

История рождения Моисея представляет тему воды, которая затем про­должает звучать в течение всего рассказа о спасении народа из египетско­го рабства. Когда фараон издал указ, предписывающий топить всех еврей­ских младенцев мужского пола (1:22), младенец Моисей был положен в корзину и скрыт в тростниковых зарослях Нила. Дочь фараона спасла его и дала ему имя (означающее «вытаскивать»). Эти эпизоды служат прооб­разом спасения Израиля, его благополучного перехода через Тростнико­вое (Красное) море.22

Десять казней орган изованы в три триады и i юследпюю, десятую казнь (или кару), не имеющую естественного объяснения и призванную проде­монстрировать непосредственное участие Бога в этих событиях. Фараон получает предупреждение перед первыми двумя карами каждой триады, но третья кара начинается без предупреждения (7:16-24; 8:1-7. 16-18 [евр. 12-14], 20-24 [свр. 16-20]; 9:1-7, 8-12, 13-21; 10:3-6, 21-29). Перед первой карой каждой триады Бог приказывает Моисею встретиться с фараоном «утром» (7:15; 8:20; 9:13), хотя в остальных двух казнях каждой триады такого приказа пет. Также перед первой казнью каждой триады Бог прика­зывает Моисею «Встань/Предстань перед фараоном» (Исх. 7:15; 8:20; 9:13). Перед второй казнью приказ звучит по-другому: «Иди к фараону» (9:1; 10:3), а перед третьей казнью таких указаний вообще нет (8:16-19; 9:8-12; 10:21-29). Чудеса первой триады творит Аарон, а чудеса третьей триады -уже сам Бог. В этой общей структуре доминируют три еврейских слова (глк, «идти, приходить, ступать», 7:15), (во, «входить, приходить», 8:1 [евр. 7:26]; 9:1) и (ицв/нцв, «нстань, предстань», 7:15; 8:20 [евр. 8:16], 9:13). Эти слова расположены так. что от события к событию нарас­тает напряжение. Слова ицв/нцв («нстань», «предстань») первой казни каж-

дой триады рисуют Моисея, готовящегося к противостоянию (7:15; 8:20 [евр. 8:16], 9:13). Слово во (входить, приходить) во второй казни каждой триады указывает на присутствие Божье при каждом противостоянии (8:1 [свр. 7:26]; 9:1; 10:1). Отсутствие похожего термина в третьей казни каж­дой триады отражает напряженность ситуации, подразумевая, что третья кара происходит почти мгновенно, без предупреждения, спора или обсуж­дения. Такое развитие заложено еще в самой первой казни, где мы встреча­ем и глх («ступай», 7:15) и нцв («встань», 7:15), когда Бог приказывает Мо­исею: «...ступай ему [фараону] навстречу. Встань перед ним...» (7:15). Каз­ни завершаются десятой, отдел ьно стоящей карой, в описании которой мы не встречаем ни одного из перечисленных слов. За то здесь есть короткий рассказ о цели и важности последней казни (11:1-3). Таким образом, пер­вые девять казней ведут повествование к последней, кульминационной каре. Сила этих первых девяти казней постепенно нарастает. Казн и осно­ваны па естественных явлениях природы, если не учитывать временного элемента, поскольку явления происходят и прекращаются по приказу Моисея. Наступлению последней, самой сильной и разрушительной кары (которая не может быть причислена к естественным явлениям природы) -смертью первородного сына фараона и вообще всех первородных Египта (11:4) - предшествует короткий пролог23

Ожесточение сердца фараона- тема, которая звучит в этом же кон­тексте (главы 4-14) ровно двадцать раз, причем ожесточение происходит десять раз по воле Бога и десять раз по воле самого фараона (по воле фара­она - 7:13,14,22; 8:15,19,32; 9:7,34,35; 13:15; по воле Бога - 4:21; 7:3; 9:12; 10:1,20,27; 11:10; 14:4,8,17). Таким образом, ответственность за ожесточе­ние сердца делится поровну между Богом, предъявляющим требование, и фараоном, дающим ответ.

Уступки фараона- еще одна сторона соперничества между Богом и фараоном. Появляющиеся по мерс ужесточения казней, уступки указыва­ют на ослабление позиции фараона, в то время, как его сердце, напротив, становится все ожесточеннее.

(1) После первого предложения отпустить евреев фараон говорит: «Кто такой этот ГОСПОДЬ, чтобы я Его слушался и отпускал сынов Израиле-выхУЯэтого ГОСПОДА не знаю и сынов Израилевых не отпугщ/» (5:2, кур­сив добавлен).

(2) После второго предложения, фараон уже не спрашивает надменно: «Кто такой этот Господь?», но немного отступает. Пригласив к себе Ааро­на и Моисея, он говорит: «Идите, принесите жертвы своему богу здесь, па нашей земле» (8:25, курсив добавлен).

(3) Третий разговор начинается со встречного предложения фараона принести жертву в пустыне, но не очень далеко, что подкрепляется просьбой о молитве: «Ступайте, приносите в пустыне жертвы своему богу

ГОСПОДУ. Но далеко не уходите. И попросите за меня!» (8:28, курсив до­бавлен).

(4) Четвертый разговор начинается с того, что фараон посылает за Мо­исеем и Аароном, признает свой грех, просит о молитве и предлагает по­ступить по воле Божьей: «Фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Я виноват! ГОСПОДЬ прав, аяи мой народ - мы неправы! Попросите ГОС­ПОДА: довольно этого страшного грома и града! Я вас отпускаю, идите!» (9:27-28, курсив добавлен).

(5) Перед пятым разговором, слуги фараона советуют ему отпустить народ, признав разорение земли. Фараон позволяет Израилю идти на по­клонение, но не разрешает им брать с собой детей, то есть, по сути, так и не разрешает им совершить богослужение, к тому же, в конце прогоняет Мо­исея и Аарона из дворца:

«Тогда вельможи сказали фараону: «Долго ли нам еще страдать от этого человека? Отпусти их, пусть совершат служение своему богу ГОСПОДУ. Разве ты не видишь, что Египет погибает?» Моисею и Аарону велели вернуться. Фараон сказал им: «Идите, совершите служение своему богу ГОСПОДУ. Кто из вас пойдет?» Моисей отве­тил: «Мы пойдем все, молодые и старые, с сыновьями и дочерьми, с овцами, козами и коровами, ведь это у нас праздник ГОСПОДЕНЬ!» Но фараон сказал: « Чтоб ГОСПОДЬ вам так же сопутствовал, как я отпущу вас с вашими детьми! Недоброе у вас на уме! Нет уж, пусть одни мужчины пойдут и совершат служение ГОСПОДУ - как вы и просили». И Моисея с Аароном прогнали прочь» (10:7-11, курсив до­бавлен).

(6) Шестой разговор возвращается к признанию греха, просьбе о про­щении а молитве за прекращение казней:

«Фараон спешно позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Виноват я перед вашим богом ГОСПОДОМ и перед вами. Но простите меня и на этот раз: попросите своего бога ГОСПОДА убрать от нас эту пагубу!» Моисей вышел от фараона, попросил ГОСПОДА - и ГОС­ПОДЬ послал с запада очень сильный ветер, которыйунес саранчу и утопил ее в море Суф. Не осталось саранчи в пределах египетских. Но ГОСПОДЬ сделал так, что фараон всё упорствовал: не отпустил он сынов Израилевых. ГОСПОДЬ велел Моисею:«Воздень рукукнебу - и тьма настанет по всей земле египетской, пусть ходят во тьме наощупь! Простер Моисей руку к небу - и на три дня по всей земле египетской настали тьма и мгла. Не видели люди друг друга, три дня с места двинуться не могли. Светло было лишь там, где жили сыны Израилевы. Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, совершите служение ГОСПОДУ. Но скот ваш, и мелкий и крупный, пусть оста­нется. А дети пусть идут с вами» (10:16-24, курсив добавлен).

(7) В седьмом разговоре фараон дает разрешение взять с собой детей, но приказывает оставить в Египте скот: «Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, совершите служение ГОСПОДУ. Но скот ваш, и мелкий и крупнып, пусть останется. А дети пусть идут с вами» (10:24, курсив добав­лен).

(8) После восьмого разговора фараон позволяет израил ьтя нам идти вме­сте с детьми и скотом и просит молиться о благословении: «В ту же ночь фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: « Уходите от нас прочь, вмес­те со всеми сынами Израилевыми! Идите, совершите служение ГОСПОДУ, как вы просили. Забирайте с собой своп скот, крупный имелкий, как вы про -силы. Уходите и благословите меня!» (12:31-32, курсив добавлен). По фа­раон так и не смягчил своего сердца, устроил погоню за Израилем только для того, чтобы погибнуть в водах Красного моря (глава 14).24

Десять казней, ожесточение сердца фараона и его уступки - это темы, которые, переплетаясь между собой, рисуют историю, подчеркивая расту­щую силу Божью по сравнению спостоянным ослаблением фараона (ко­торый почитался в Египте богом), что привело к окончательному отделе­нию Израиля от Египта. Теперь они были полностью свободны, но, выкуп­ленные Богом, полностью принадлежали Ему.

Хронологическая непоследовательность некоторых событийуказыва­ет на то, что книга уделяет больше внимания событиям, чем хронологии. (1) Иофор должен был придти к Моисею с советом о назначении судей (18:1 и дал.) после того, как было получено откровение на горе Синай. В 18:5 говорится, что люди уже расположились лагерем вокруг «горы Божь­ей», но о том, что они подошли к этой горе, мы читаем лишь в 19:1-2. Вто­розаконие 1:9-17 вспоминает о совете Иофора (ст. 9), добавляя, что люди покинули гору Хорив сразу же после визита Иофора. Это означает, что визит Иофора «состоялся ближе к концу периода пребывания народа у горы Синай, что соответствует написанному в Книге Чисел 11:11,28-32, где со­общается о нахождении Иофора в лагере «во втором месяце второго года после Исхода». Таким образом, в соответствии с Книгой Исход 18:27, сле­дует считать, что Иофор покинул лагерь после богоявления».25 Такая пе­рестановка была сделана, чтобы показать дружелюбность мадианитян в отличие от вероломства амалекитян, и чтобы плавно перейти к событию получения закона, которое описано в 20 главе.

Эпизод с золотым тельцом (32:1-33:23) возникает побреди рассказа о строительстве и освящении скипии. Этим автор показывает, как в самом сердце Израиля был отвергнут Бог, а па Его место поставлен другой бог -результат творения рук человеческих. «Такое расположение материала привлекает внимание читателя к этому событию и указывает на то, что правильно выразить религиозные чувства и получить религиозный опыт общения с Богом можно только через Богом установленные средства, а не с помощью идолов».

Структурное сходство между Синайским Заветом и текстами древ­них международных договоров, которое находят некоторые ученые, заключается в следующем:

(а) преамбула - определяет автора и его звание;

(б) исторический пролог - излагает исторически сложившиеся отно­шения между сюзереном и его вассалом;

(в) условия - требование преданности от вассала и определение пра­вил, очерчивающих взаимоотношения;

(г) обеспечение - уточнение такого рода моментов, как обязанности вассала, среди которых была главная обязанность приходить на суд сю­зерена, а также обязанности поставлять войска для защиты, обеспечить подходящее место для хранения экземпляров соглашения и определить календарь публичного чтения этого соглашения;

(д) проклятия и благословения - применяются к вассалу, в зависимос­ти от его покорности или непослушания. Некоторые ученые указывают, что перечисленные выше пункты можно обнаружить в Книгах Исход и Второзаконие.