Структурное деление Синайского Завета

Преамбула: «Я Господь, твой Бог…» (Исх. 20:2а)
Исторический пролог: «… который вывел тебя из Египта из неволи» (Исх. 20:2б; И Нав. 24:2-13)
Условия: Требование преданности: «Пусть у теяб не будет никаких богов, кроме Меня» (Исх. 20:3); уточнение обязанностей можно увидеть в следующих десяти заповедях (Исх. 20:4-7)
Обеспечение: Закон следовало хранить в ковчеге завета (Исх. 25:16; Вт. 10:1-5); публичные чтения закона должны были проводиться каждый седьмой год (Вт. 31:10-13).
Проклятия и благословения: Объявлены во Вт. 28:1-14; 15-68

Для придерживающихся этой позиции, параллели означают, что Бог использует знакомые людям формулировки древних ближневосточных документов в теологических целях. С помощью знакомого формата дого­вора, который понимали и Моисей и весь народ, Бог связывает людей с Собой, делая это платой за прошлое освобождение из плена. Таким обра­зом, десять заповедей становятся не простым, обычным законом, а отно­шениями, требующими определенного поведения. «Книга Завета» или «Сборник Законов» (20:23-23:33) объясняет, как эти отношения отража­ются на ежедневной жизни человека, который считает себя частью Божьего народа.

ЖАНР

В Книге Исход переплетаются несколько жанров, включая такие основ­ные жанры, как повествование, закон и поэзия. Соединенные воедино, они представляют собой форму пророческой или богословской истории, кото­рая являет природу Бога в Его деяниях: история рождения Моисея (2:1-10) сосредоточена на ключевых моментах, формирующих будущего лиде­ра; отдельные эпизоды, такие как обрезание Сепфорой своего сына (4:24-26), подчеркивают важность послушания;28 богоявления, такие как горя­щий куст (глава 3), явление у горы Синай (глава 19) и явление Моисею (33:19-23) обращают внимание на ключевые эпизоды: поэтические встав­ки, такие как Божье откровение о Своем имени (3:15), или строительство алтаря в честь победы над Амеликом (17:16) и гимны, такие как гимн в честь избавления от Египта у Красного моря (15:1-21) используются там, где необходимо указать на способ общения Бога счеловеком (через откро­вение) и человека с Богом (посредством поклонения); отчие рассужде­ния (тоесть мудрые диалоги, с полезными советами), такие, как совет про­являтьпокорность Богу, чтобы приобрести хорошее здоровье (15:26), или совет проявлять покорность, чтобы стать царством священников, святыми Богу и драгоценным достоянием среди народов (19:3-6), или сове]' боять­ся и слушаться ангела, посланного перед народом (23:20-33), которые го­ворят о том, что Богу небезынтересна жизнь даже самого простого челове­ка.Юридические, нравственные и церемониальные законы традицион­но называются«Книгой закона» и в основном определяют правильные нормы межличностных отношений (20:33-23:33); родословия рассказы­вают о предках ключевых персонажей повествования (1:1 -5; 6:14-27). Здесь же мы встречаем списки, такие как список предметов для строительства скинии (25:1 -31; 35:4-40:33); переписи, необходимые для учета «налогов» на функционирование скинии (30:13-16); хронологические заметки,та­кие как возраст Моисея, когда он противостоял фараону (7:7), продолжи­тельность пребывания в Египте (12:40-41), срок путешествия к горе Си­най (19:1), или дата окончания строительства скинии (40:2); ритуальные, обрядовые законы и законы о правилах поклонения, необходимые для осуществления ежедневного поклонения в скинии и проведения праздни­ков (4:24-26; 12:44,48-49). Эти и другие материалы сплетены в единую кни-гу, которая соединяет историю патриархов с появлением нового народа.29

 

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

Две основные темы книги - спасение и закон - могут послужить осно­вой для многих других тем: подтверждение Божьего всемогущества, не­способность человека противостать Божьей воле, смысл и цель истории, Бог как искупитель, парадигма будущего спасения, ноны и подход к. пони­манию религиозного календаря или ритуалов, роль нравственности в истории.38 Но компоновка нескольких тем, например, спасение, закон и по­клонение или исход, закон и скиния сужают этот список.

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Три только что названные темы проходя! через всю Библию, до своего завершения в Новом Завете. Исход-Спасение Израиля представляется са­мым важным событием Ветхого Завета. Помня о своих обещаниях Авраа­му (Быт. 12:1-3; 15; 17), Бог превращает Израиль в великий народ, в про­цессе чего формируются его национальные особенности. В дальнейшем на основе Исхода и последующего странствования в пустыне будет толко­ваться вавилонское пленение, из которого народ таким же образом, через пустыню, возвращается в землю обетованную (Ис. 35:5-10; 40:3-5; 43:14-21; Ос. 2:14-16). Такие пророки, как Осия (11:1-2) пользуются примером Исхода, осуждая народ за непокорность. Матфей (2:15) продолжает мысль Осии, чтобы представить жизнь Иисуса как микрокосм истории Израиля, с одной лишь оговоркой: Иисус, покорный сын, отличается от Израиля, сына непокорного. Оба ушли в Египет (Быт. 46:8 и дал., Исх. 1:1 и дал., Мф. 2:13-15). Оба вернулись из Египта (Исх. 12-18; Мф. 2:15). Оба были крещены - Израиль в Красном море (Исх. 14; 1 Кор. 10:1-6), а Иисус - в реке Иордан (Мф. 3:13-17). Оба оказались после этого в пустыне - Изра­иль провел там 40 лет и позорно пал (Исх. 16:35; Чис. 14:33-34; 32:13; Втор. 2:7; 8:2-4; 29:5; И. Нав. 5:6; 14:7; Ос. 11:1-2), а Иисус - 40 дней и вышел победителем (Мф. 4:2; Мк. 1:13; Лк. 4:2).

Десять казней переосмысляются Писанием, превращаясь в символ Бо­жьего гнева и благодати, и, наконец, находят применение в качестве силь­ного образа в книге Откровение. «Книга Откровений насыщена общепри­нятыми образами суда Божьего, истоки которых коренятся в традиции о десяти казнях. ...Из противостояния с фараоном, эта традиция со време­нем превратилась в космологическое и эсхатологическое сражение Бога и сатаны. Это событие уже больше не славная история Израиля, а неминуе­мое будущее. Борьба со злом, со всем присущим ей ужасом и страхом, те­перь поднялась на новый виток. Народ Божий уже не стоит станом у Гсшс-ма, полагаясь на защиту Бога, но призван вступить к это сражение и сра­жаться до смерти. Ужасы Гога и Магога, дракона из пучины, зверей из ви­дений Даниила собраны в единый ужасающий образ Антихриста».32

Искупительная жертва Иисуса предвещается к искуплении Израиля. В рассказе о преображении Иисуса Лука у пом и нает Моисея и Илию, кото­рые «говорили об исходе, который предстоит совершить Ему в Иерусали­ме» (9:31). Греческое слово, используемое здесь (эксодон) означа­ет «исход». Оно используется специально, чтобы вызвать у читателя вос­поминания об истории Исхода.

Иисус был распят на Пасху (главный праздник Книги Исход), став пас­хальным агнцем, умершим за других (Мф. 26:19; Мк. 14:16; Лк. 22:3; 1 Кор. 5:7). К тому же, даже до сего дня, христиане говорят о трудностях и невзго­дах как о «периоде пустыни*, выражая надежду на окончание этих дней и на свой Исход (Евр. 3:7-14:13). Эти примеры показывают, что читатель с хорошим знанием Ветхого и Нового Заветов видит в Исходе, спасении Израиля, предвестника смерти Христа и образования церкви.34

Передавая новый закон (завет) Израилю, Бог положил основание для превращения детей Израиля в народ. Однако, временный запет с Израи­лем, на самом деле предварял лучший и последний завет Бога с людьми, Искупительный труд Иисуса происходил в контексте завершения прежнего завета и основания нового завета, как показывают многочисленные ново­заветные отрывки, говорящие об исполнении Ветхого Завета и переосмыс­лении ветхозаветной истории в контексте времени, событий и практики Нового Запета (напр. Мф. 1:22; 2:15; 3:15; 5:17; 8:17; 12:17; 13:35; 21:4; Ин. 12:38; 13:18; 15:25; 18:9,32; 19:24,28). Наконец, этот новый закон, начертан в сердцах верующих, а не на каменных скрижалях (Иер. 31:31-34; Евр. 8:6-13), что подразумевает внутреннее, духовное принятие нового соглашения искупленными людьми.

Скиния и поклонение в ней представляют собой наилучший образ этой динамики. Смысл и описание любого предмета скинии, применявшегося в ветхозаветном богослужении, можно отыскать и в новозаветных формах поклонения. Скиния подчеркивает святое присутствие Божье в Израиле. Внешни й двор, святое место и святое святых указы вают на разные уровни святости перед Богом. Различные обряды, связанные с ритуальной чисто­той и осквернением, также указывают на эти уровни святости. В Иовом Завете то же присутствие Бога среди Его народа нашло свое исполнение (или было переосмыслено?) в Иисусе, который «стал человеком и жил сре­ди пас» (Ин. 1:14, в греческом языке используется глагол от существитель­ного «скиния», поэтому фразу дословно можно перевести так: «стал пло­тью и поставил Свою скинию среди нас» - прим. пер.). Послание к Евреям также приводит немало примеров того, как обряды скинии послужили про­образом искупления, которое принес Иисус, став нашим пасхальным агн­цем, жертвенным агнцем на день искупления. Но Его искупление стало вечным, потому что « кровь быков и козлов неспособна удал ить грехи» (Евр. 10:4), а Он вошел в Святое Место со Своей собственной кровью (Евр. 9:12).

Христианин в состоянии понять и оценить труд Иисуса для спасения человечества только после того, как поймет смысл и значение Исхода из­раильского народа и усвоит идею одноименной книги.

ЛЕВИТ

Рандал Бейли

 

 

«Левит» - это латинская форма греческого названия книги Левитикон, «относительно левитов». Она пришла к нам из Септуагинты через латинс­кую Вульгату. Еврейское название (вайикре, «и Он призвал»), про­исходит от первого слова книги. Книга Левит - это естественное продол­жение Бытия и Исхода. С предшествующим материалом книгу связывают несколько тем. Описание системы приношения жертв логично следует за строительством скинии в Исходе (25-40). Бытие рассказывает о грехопа­дении Адама и Евы и обещаниях, данных Богом Аврааму. Исход рассказы­вает о умножении потомков Авраама, их превращении в великий народ Израиля и их освобождении из египетскою рабства. В Левите же идет речь об условиях, при которых этот народ мог бы входить в присутствие Божье. Так избранный народ был избавлен от рабской жизни в Египте, заключил завете Богом и устроил место для поклонения (скинию). Книга Левит пре­подаст необходимые ритуалы и установления для развития отношений с Богом. И как таковая, она занимает важное место «для понимания роли закона в Библии».1 Книга уделяет особое внимание двум ключевым поня­тиям:

(1) святости или отделению от м ира. Здесь показано, как Израил ь был выделен из числа других народов и отделен от них, чтобы правильно по­клоняться Святому Богу;

(2) поклонению, то есть описанию процесса, с помощью которого можно приблизиться к этому Богу.

Внимание к вопросам святости и поклонения предполагает изложение соответствующих правил.

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

События Книги Левит охватывают период одного года. Израиль поки­нул Египет в первый месяц, пятнадцатого дня месяца (Исх. 16:1), подошел к горе Синай на третий месяц (Исход 19:1) и устроил скинию в первый месяц, в первый день месяца, на второй год (Исх. 40:17). Люди покинули Синай на двадцатый день второго месяца, второго года (Чис. 10:11). Этого времен и было достаточно, чтобы ввести в действие левитские законы у горы Синай (7:38; 25:1; 26:46; 27:34). Помимо этого оставался еще достаточный интервал иремени, в течение которого могли произойти события, подоб­ные тому, которое описано в главе 10.

Литературный контекст Книги Левит соответствует ее хронологичес­кому контексту, так что книга становится частью общего рассказа об уста­новлениях и правилах. Этот рассказ начинается в Книге Исход 19:1 и за­вершается в Книге Числа 10:10. Если Исход 19-24 сосредоточен на сути Синайского завета, то Левит подробно описывает взаимоотношения заве­та: (а) поведение во время поклонения (1-17); (б) надлежащие жизнен­ные нормы поведения людей завета (18-25); (в) благословения и прокля­тия, которые зависят от соблюдения или несоблюдения завета (глава 26).

Как было указано при обсужден ии Книги Исход, Синайский завет мож­но рассматривать в контексте древних ближневосточных договоров. Кни­га Левит описывает обязанности Израиля-вассала по отношению к Богу-сюзерсну. Поскольку Бог вывел Израиль из Египта, народ стал полностью зависим от Бога и навечно привязан к Нему. Покорность несла благосло­вения, непослушание несло проклятия, и то и другое следовало из заклю­ченного завета (26:1-13). Хотя покорность приносила награду, а непослу­шание вело к наказанию, Бог всегда был готов к прощению и восстановле­нию разрушенных взаимоотношений (26:13-46). Поскольку Бог вывел Израиль из Египта, Израиль теперь был обязан исполнять закон (11:45; 18:3; 23:^3)^

Недавние достижения Халло в области сравнительного или контексту­ального подхода, указали на значительное сходство и, одновременно, рас­хождение между Книгой Левит и ее древними ближневосточными анало­гами. Законы об употреблении нищи (главы 1-11), об очищении (главы 12-16) и освящении (главы 17-24) на протяжении всей книги определя­ют поведение каждой из сторон договора: Бога, священства и мирян. «Для каждой группы устанавливаются определенные съедобные части жертвы, каждая группа играет свою, особую роль в очищении и приобретает обо­собленный уровень святости».3 В этих областях Синайский закон подобен многочисленным древним ближневосточным договорам, которые были адоптированы для формулировки взаимоотношений между Израилем и Богом. Законы об употреблении пищи отражают древнюю ближневосточ­ную практику «заботы и кормления богов». Считая, что боги, как и люди, должны питаться, древние ближневосточные жрецы ежедневно были за­няты ритуалом ] 1ри готовления пищи для богов. Жертвенное животное рас­секалось. Часть внутренностей (кишечник) использовалась в священно­действиях дня (для гаданий и предсказаний), в то время, как остальные части жертвы считались пищей. Они полагались перед идолом божества, которое сверхъестественным образом пожирало их.

В левитских обрядах «заботы и кормления Бога» мы не встречаем идо­ла, мистически пожирающего предложенную ему пищу. Вместо этого, жи­вотное рассекалось, запекалось на алтаре, а священники и миряне съедали полагающиеся им части. Главы 1-11 тщательно разъясняют, какая часть жертвы принадлежит Богу, какая - священникам, а какая - мирянам. Та­кой подход преобразовывал ритуал «заботы и кормления богов»- в братс­кую трапезу, в которой участвовали представители всех грех сторон. Рас­сечение жертвы перед приготовлением трапезы также служило символом «искупления человеческих грехов».4 Законы об очищении произошли из древней ближневосточной культуры, которая «была очень чувствительна к состояниям, описанным» в главах 12-16.

«...Мировоззрение жителей Месопотамии было основано па посто­янной боязни кары богов. То есть, для них естественные ...явления природы служили сигналами, которые боги посылали людям - сво­его рода «ранняя система предупреждения» о грядущем зле. Ритуа­лы были необходимы для того, чтобы разогнать, но не проявления зла, а (большее) зло, которое за всем этим стояло. Лсвитский закон, таким образом, был реакцией на укоренившиеся в обществе пред­рассудки, разделяемые до некоторой степени самими израильтяна­ми. Не пытаясь искоренить такой страх одним махом, лсвитский за­кон мудро и методично вводил набор правил для взаимодействия с системой, которая стала вдохновителем этого закона».6

Законы об освящении во многом схожи с древними ближневосточны­ми законами, особенно в той их части, где речь идет 0 правилах сексуаль­ного поведения. В обеих системах прелюбодеяние карается смертью (Леи. 10:10; ср. Ur-Nammy, 4; Eshnunna, 129,133; Assyrian, 13-16,23; Hittite, 197ff.). И там и тут запрещается инцест (Лев. 10:11-21; 18:6-18; ср. Hammurabi, 154-158; Hittite, 189-195), гомосексуализм (Лев. 18:22; 20:13; ср. Assyrian, 20) и скотоложство (Лев. 18:23; 20:15-16; ср. Hittite laws, 199-200). Но, несмотря на это сходство, были и различия. Древние ближневосточные законы провозглашались царями, что подчеркивало их царскую власть, а ленитекие законы пришли от Бога по причине Его святости (20:26). Мож­но перечислить и много других областей различия, но этих должно быть достаточно, чтобы показать принципиальное отличие левитской системы от ближневосточных аналогов.

ТЕКСТ И АВТОР

В отличие от книги Исход (ср. Hex. 17:14; 24:4; 34:27), где Моисей на­зывается автором определенной части, Левит ни разу не упоминает об ав­торе. Тем не менее, доказательства в пользу авторства Моисея ныглядят довольно убедительно. Они основаны на четырех группах свидетельств.

(1) Тридцать шесть божественных речей начинаются со слов «Господь призвал /сказал» (1:1; 4:1; 5:14; 6:1,8,19,24; 7:22,28; 8:1; 10:8; 11:1; 12:1; 13:1; 14:1,33; 15:1; 16:1; 17:1; 18:1; 19:1; 20:1; 21:1,16; 22:1,17;22:26; 23:1,9,23,26,33; 24:1,13; 25:1; 27:1). Эти речи обращены к разным людям. Четыре раза Гос­подь обращается «к Моисею и Аарону» (11:1; 13:1; 14:33; 15:1). Однажды Господь обращается только «к Аарону» (10:8). В остальных случаях речь обращена только «к Моисею».7 Такое количество ссылок не только указы­вает на авторство Моисея, но и па богодухновенность самой книги. Такие законы, как, например, обязанность прокаженного человека находиться вне стана, а не вне города (13:46); порядок доступа к скинии для приношения жертв (17:1-9); законы, которые начинаются со слов «Бог, который вводит вас в землю» (14:34; 18:3; 23:10; 25:2) указывают на то, что народ распола­гается станом в пустыне и поклоняется в скинии, а не в храме.

(2) Тщательно расписанная система обрядов книги Левит похожа на обряды ближневосточных культур, существовавшие задолго до поздней­шего периода, что противоречит поздней датировке, которую защищает критика.

(3) Более того, важные вопросы и обстоятельства времени вавилонско­го пленения, никак не отражены в Книге Левит. Проблема смешан н ых бра­ков, очень острая во времена Ездры и Пеемии (Езд. 9-10; Неем. 13:23-31), не упоминается. Левит превозносит священство, но священство времен пленения противилось реформам Неемии (Неем. 13). Закон о десятине, описанный в Пятикнижии, исходит из того, что на каждого священника приходится десять левитов (Чис. 18:26-31), а во времена пленения, похо­же, ощущаласьиехватка левитов (Езд. 8:15).

(4) Пророк Иезекииль несколько раз ссылается на Книгу Левит (Иез. 22:26 и Лев. 10:10; Иез. 20:11 и Лев. 18:5; Иез. 34 и Лев. 26). Это означает, что цитируемый материал (Левит) «был старым трудом, чьи законы свя­зывали Израиль, поскольку они хранили завет между Богом и Его наро­дом»,8

(5) Наконец, как говорилось ранее, сходство Книги Левит с древними ближневосточными сводами законов говорит о том, что законодательная база книги «соответствует условиям, сложившимся на заре второго тыся­челетия, задолго до времени Моисея».9

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

С ростом критических методов толкования многие ученые стали ука­зывать па культовую составляющую Книги Левит как на результат влия­ния документа Р. В соответствии с этой теорией, религия постоя н но разви­валась от простейших форм к более сложным. Так назы наем ый документ Р представляет собой верхнюю ступень этой эволюции. Поскольку считалось, что поклонение в ранние годы не было связано со сложными обрядами, описанная в Исходе-Лев иге практика поклонения воспринималась учены­ми как отображение более поздних традиций. Упоминание о жертвах, при­носимых у скинии (17:1-9), считали результатом введения реформ Иосии и централизации поклонения в Иерусалиме (4 Цар. 23). Если в ранние годы жертвы приносились в простоте и радости, и жертвоприношения могли совершаться на любом месте (Суд. 13:16 и дал.; 1 Цар. 16:2), то принесение жертвы в Книге Левит превратилось в высокоорганизованный обряд, по­священный искуплению грехов. Вместе с централизацией и рнтуализацн-сй жертвоприношений, жесткая календарная система устанавливала кон­кретные даты праздников (глава 23). Наконец, возвышение первосвящен­ника в книге Левит отражает эволюцию от простого поклонения к сложно­му. Эти данные указывают на время реформ Иосии (VTT век до н.э.) как на самую раннюю дату завершения книги и на период вавилонского плене­ния (V век до н.э.) как на время последней редакции книги. Таким обра­зом, защитники Документарной теории считают Р самым поздним доку­ментом и приписывают ему создание почти всей Книги Левит. Повество­вания (напр., главы 8-10, 16) происходят из документа Р, в то время, как остальной материал (главы 1-7; 11-15; 17-26; 27) был переработан и соеди­нен в этим повествованием. Кауфман развивает эту идею, утверждая, что хотя документ Р и предшествовал книге Левит, он сам был создан до нача­ла пленения.10 Подобные теории должны оставаться предположениями, несмотря на уверенность тех, кто их поддерживает; поскольку «мы не об­ладаем достаточными знания ми о развитии древнееврейскою языка, зако­на и религии, чтобы провести тщательный анализ, как это предлагается в некоторых работах, и потому выводы этих трудов так и останутся не боль­ше чем догадками».11

СТРУКТУРА

Основными структурными признаками книги могут служить следую­щие три фразы: «Бог говорил с Моисеем»; «Будьте святы, потому что Я свят» и «Господь сказал». Как уже говорилось, фраза «Бог говорил С Мои­сеем» появляется и начале почти каждой главы и придает всей книге логи­ческую повторяющуюся целостность. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят», выделяет основные пречины отделенных законов.