Представление Книги Левит в виде круговой диограммы

 

………………………………………………………………………………………….

 

Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и объясняет все, что ос­тается непонятным».16 Описывая свою структуру, Дуглас так иллюстри­рует соединение различных перикоп в круговую структуру:

«С самого начала, затронув тему предметов, посвящаемых Господу, книга устремляется но левой стороне круговой структуры коснова-нию круга - главе 19, главная тема которой праведность в вопро­сах честности, справедливости и правильной оценке статуса. Дваж­ды повторенный список запрещенных сексуальных отношений (в i лавах 18:6-19 и 20:11-22) и ссылка на приношение детей в жертву Молоху (18:21 и 20:11-22) подтверждает параллельность текста по обе стороны от основания круга - главы 19. После поворота, по пра­вой стороне круга, темы продолжают одна за другой повторяться до 25 главы, в которой разбираются предметы, принадлежащие только Господу, земля (25:23) и люди (25:55). Сильное заключение и выво­ды мы находим в вершине круга - главе 26, тема которой соответ­ствует теме главы 19 - основанию круга, и затрагивает те.же вопро­сы значения праведности в вопросах межличностных отношений. В

заключении же показано, как те же самые принципы при меняются в отношениях человека с Богом: человека ждет справедливость и ми­лость, если он выполняет свои обещания, в противном случае чело­века ждет суд и наказание. Глава 27 замыкает круг в его вершине, рассказывая сначала о предметах посвященных и принадлежащих Господу, а затем о первенцах, которых невозможно посвятить Госпо­ду, потому что они уже принадлежат Ему (27:26).

Хотя эта структура «противоречит общепринятому в ученом мире м не­нию о том, что главу 17 невозможно отделить от глав 18-26», она, тем не менее, распознает соответствие между отдельными «отрывками первых шестнадцати глав» с их «дополнениями».19 Такая структура «запоздалого дополнения»20 или значения, стимулирует чтение книги, что невозможно сделать, читая книгу, держа в уме любую другую структуру.21

ЖАНР

Отмеченные нами недавно структурные признаки - «Бог сказал Мои­сею» и «Будьте святы, потому что Я свят» - придают всей книге форму повествования, в котором правила и установления логически вплетены в Sitz im Leben (обстоятельства жизни). Рол ь Sitz im Leben в Книге Левит играет шатер встречи (скиния собрания), который помогает поместить зако­ны н более широкий контекст событий угоры Синай и всего Пятикнижия. Как заметил Дамрош, «Законы не только не нарушают ход повествован ия, а наоборот, дополняют его, а само повествование записано ради того, что­бы передать законы, которые этим повествованием ограниченны».22 Плав­ность перехода между повествованием и перечислением законов можно увидеть, сравнив последнее стихи Книги Исход (40:33-38) с первыми сти­хами Кн и ги Левит. Стих ЗЗб сообщает, что «завершил Моисей работу свою» по строительству скинии. Стихи 34-35 рассказывают о том, как «слава Гос­подня наполнила Скинию». Стихи 36-38 объясняют, как во время стран­ствования в пустыне Израиль узнавал о том, что пора переходить на новое место - когда облако (то есть слава Господня), наполняющее скинию пере­мещалось, Израиль следовал за ним. Книга Левит 1:1 продолжает тему, па которой завершается Исход 40:35. Обра гите внимание, как совпадают Ис­ход 40:33-35 и Левит 1:1-2а, если их совместить:

«Вокруг Скинии и жертвенника он устроил двор, а в воротах двора повесил полог. Завершил Моисей работу свою - и облако скрыло Шатер Встречи, и слава Господня наполнила Скинию. И не мог он войти в Шатер Встречи, ибо облако окутало Шатер Встречи, и слава Господня наполнила Скинию. Яхве воззвал к Моисею и сказал ему из Шатра Встречи, говоря: «объяви сынам Израилевым и скажи им...»

Когда Бог стал обитать в скинии, которая располагалась в центре лаге-

ря, даже Моисей не мог войти в шатер, потому что шатер был посвящен Господу. Поэтому Бог разговаривал с Моисеем из скинии, передавая ему установления о том, как Израилю нужно приходить в Божье присутствие.2'1 Книга Левит традиционно считался справочником или руководством для священников,21 но правдоподобнее видеть в этой книге наставления об отправлении культа, написанные для всего народа. Хотя священники играли главную роль в поклонении, в книге отсутствует конкретика, обя­зательная для справочника. Нет никаких конкретных указаний о том, как священнику нужно приносить жертву, например, инструменты, необходи­мые для ритуала жертвоприношения, место, которое должен занимать свя­щенник во время принесения жертвы или слова, которые он должен про­износить во время принесения жертвы.25

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

В Книге Левит ученые выделяют несколько богословских тем. Вот са­мые важные из них. Арчер вывел пять принципов, по которым построена Книга Левит и которые можно считать основой ее богословских тем.

(1) Искупленный народ должен быть святым (отделенным от других) для того, чтобы проводить поклонение Богу, которое заключается в систе­ме жертвоприношений, замещающих собой пролитие невинной крови.

(2) Благодать Божья (его святость?) требует, чтобы люди приближа­лись к Нему только тем путем, который Он Сам определил, а не «каким-нибудь способом личного самооправдания».

(3) Израиль, будучи свят для Бога (то есть, будучи привязанным к Богу), должен был воздерживаться от «всякой сексуальной непристойности» и «воздерживаться от контакта со всем, что портилось или подвергалось гни­ению».

(4) Богу не разрешено приносить ничего нечистого или портящегося.

(5) Религиозный год был составлен в соответствии со священным чис­лом семь, которое «символизировало совершенный труд Божий»:

(а) Седьмой день - святая суббота;

(б) Седьмой год - субботний год;

(в) За «семижды седьмым годом» следовал юбилейный пятидеся­тый год, в который вся земля возвращалась ее первоначальным владельцам;

(г) Пасха справлялась вечером 14 дня месяца Авива;

(д) Праздник Опресноков продолжался семь дней;

(е) Пятидесятница праздновалась на пятидесятый день, следовав­ших за седьмой неделей;

(ж) Три самых важных праздника проходили в течение месяца Тишри, седьмого месяца иудейского календаря (Праздник Труб, День Искупления и Праздник Кущей); Праздник Кущей продолжал­ся в течение семи дней, в месяц Тишри.26