Святость Бога

Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога - Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45; 19:2; 20:7,26; ср. 21:8; 22:32) ясно рисует взаимоотношения Бога и Его народа - у святого Бога должен быть святой народ. Фраза: «Я - Господь Бог ваш [который вывел вас из Египта]* (11:44,45; 18:2,4,5,21,30; 19:2,3,4,10,12,14,25,31,32,34,36[36]-20:7,24; 21:8; 22:33[33]; 23:22,43[43]; 24:22; 25:17,38[38],[42],55[55]; 26:1,13) объясняет природу взаимоотношений между Богом и Израилем. Он есть Бог, который выкупил их из Египта, и теперь они стали вечными Его дол­жниками. Вместе, эти две фразы, если смотреть на них в формате древних ближневосточных договоров, появляются в ходе всего изложения правил и установлений закона, подразумевая ответственность Израиля за то, что­бы оставаться отделенным от мира народом, принадлежащим только од­ному Богу. Все заповеди, такие как: «По делам земли Египетской, в кото­рой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите» (18:3), «Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним» (18:4) и «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые, испол­няя, человек будет жив» (18:5), предваряются фразой «Я Господь Бог ваш» (18:2). Похожие схемы встречаются в каждом отрывке, обозначенном выше. «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните» (19:3), «Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе» (19:4), «И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в виног­раднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу» (19:10). Все эти фразы обрамлены словами: «Будьте святы, потому что Я свят» (19:2; 20:7). Эти примеры показывают, что вопрос святости имел отношение ко всему народу (Исх. 19:6; Втор. 26:19) и был основополагающим при объяснении обрядов принесения жертв, законов о чистой и нечистой пище, сексуаль­ной чистоты и так далее.27