Иосиф Флавий

Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42):

«А потому, само собой разумеется, и более того - с необходимостью из этого следует, - раз никто не имеет права вносить в списки что-либо от себя и в написанном не бывает никаких разногласий, но толь­ко у пророков с достоверностью переданы самые отдаленные собы­тия глубокой древности, как они были, частью записанные по боже­ственному вдохновению, частью - ими самими, - то у нас не вели­кое множество книг, которые не согласовывались бы между собой и противоречили друг другу, а только двадцать две, содержащие лето­пись всех событий нашей истории, и они по справедливости почита-ются боговдохновенными.

Пять из них - книги Моисея, которые содержат законы и исто­рическое предание от сотворения человека до смерти Моисея. Этот период времени составляет почти три тысячи лет. От смерти Мои­сея до царствования персидского царя Артаксеркса, преемника Ксер­кса, жившие после Моисея пророки составили еще тринадцать книг с изложением событий. Остальные четыре книги содержат песнопе­ния Богу и наставления людям в их повседневной жизни.

От Артаксеркса и доныне также написано несколько книг, но они не столь же достоверны, как предыдущие, поскольку не существует строго установленной преемственности пророков.

Нетрудно догадаться, насколько мы доверяем своим книгам, если в них на протяжении стольких лет никто не посмел ни прибавить, ни изъять, ни изменить что-либо. Каждому еврею от самого рожде­ния полагается почитать единые для всех божественные предписа­ния, быть верными им, и, если понадобится, с готовностью за них умереть».4

Под «книгами Моисея» Иосиф подразумевает известные всем пять книг, Пятикнижие. «Тринадцать книг», возможно, - (1) Иисус Навин, (2) Су­дьи + Руфь, (3) книги Самуила, (4) книги Царств, (5) Паралипоменон, (6) Ездра + Неемия, (7) Эсфирь, (8) Иов, (9) Исайя, (10) Иеремия + Плачь Иеремии, (11) Иезекииль, (12) книга Двенадцати Пророков и (13) Дани­ил. «Остальные четыре книги», возможно Псалмы, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст - книги, содержащие «песнопения Богу и наставления лю­дям в их повседневной жизни».

Б Баба Батра Руфь упоминается отдельно от Плача Иеремии, в то вре­мя, как у Иосифа, Руфь, скорее всего, объединена с книгой Судей, поскольку они охватывают один и тот же период времени (« В те дни, когда управля­ли судьи»), а Плачь Иеремии с книгой пророка Иеремии из:за существую­щей традиции, по которой считается, что книгу Плача также написал Иере­мия.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Иудейская Библия, Баба Батра, 4 книга Ездры, Иосиф Флавий - все это - иудейские источники, свидетельствующие о числе канонических книг Ветхого Завета.3 Какие данные можно почерпнуть из христианских источ­ников?

 

Мелитон

Евсевий Кессарийский в книге Церковная История рас-

сказывает о письме Мелитона, епископа Сардиского, написанного им при­мерно в 170 году к Онисиму:

«По усердию к нашей вере ты часто просил меня сделать тебе вы­борки из Закона и пророков, относящиеся к Спасителю и ко всей нашей вере; ты хотел в точности узнать число ветхозаветных книг и порядок, в каком они расположены. Я постарался выполнить твое желание, зная твою ревность к вере и любознательность к ее уче­нию; ты считаешь это самым важным, любя Бога и трудясь для веч­ного спасения. Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Пи­сание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхо­заветных книгах и послал тебе их список. Вот их названия: пять книг Моисеевых - Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две книги Паралипоме­нон, Псалмы Давида, Притчи Соломона или книга Премудрости, Эк­клезиаст, Песнь Песней, Иов; пророки: Исайя, Иеремия и двенад­цать в одной книге; Даниил, Иезекииль, Ездра. Из них я и сделал выборки, разделив их на шесть книг».6

Список Мелита включает, как кажется, все книги иудейской Библии, кроме книги Эсфирь.7 Книга Ездры, возможно, объединена с книгой Не-емии, а Плачь Иеремии - считается приложением к книге пророка Иере­мии.

 

Ориген

Ориген (185-254), как цитирует его Евсевий (VI.xxv.l-2), писал: «Следует знать, что ветхозаветных книг, по иудейскому преданию, двадцать две - столько же, сколько букв у них в алфавите... Вот эти двадцать две книги: Бытие по-нашему, а у евреев по первому слову этой книги - «Берешит», что значит «в начале»; Исход - «Вэле ше-мот», то есть «вот имена»; Левит - «Ваикра», то есть «и Я воззвал»; Числа - «Гаммисфекодим»; Второзаконие - «Элле гаддебарим», то есть «эти слова»; книга Иисуса Навина - «Иозуе бен нун»; Судьи, Руфь - у них это одна книга: «Шофетим»; Первая и Вторая книги Царств, соединенные у них в одну - «Шемуэл», то есть «призван­ный Богом»; Третья и Четвертая книги Царств - в одной: «Вамме-лех Давид», то есть «царствование Давида»; Первая и Вторая книги Паралипоменон, соединенные вместе - «Дибре гайомим», то есть «слова дней»; Первая и Вторая книги Ездры в одной - «Эзра», то есть «помощник»; книга Псалмов «Сефертегиллим»; Притчи Соло­мона - «Мишлот»; Экклезиаст - «Когелет»; Песнь Песней (а не Песни Песней, как думают иные) - «Шир гашширим»; книги: Исайи - «Ешая», Иеремия с Плачем и Посланием в одной книге - «Ирми-аг»; книги: Даниила - «Даниэль»; Иезекииля - «Ехезкель», Иова -

«Иоб», Есфирь - «Эстер». Есть еще книги Маккавеев - «Шарбет шарбане».

 

Афанасий

Афанасий В 367 году Афанасий, епископ Александрии разбирался с каноническим списком книг Ветхого и Нового Заветов.

«И так всех книг Ветхого Завета числом двадцать две: ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам они суть следующие: во первых Бытие, потом Исход, да­лее Левит, затем Числа, и наконец Второзаконие; за ними следует Иисус Навин, Судьи, и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из которых как первая так и вторая считаются за одну кни­гу, также третья и четвертая за одну; после них Паралипоменон пер­вая и вторая, также считаемые за одну книгу; далее Ездры первая и вторая так же за одну; после них книга Псалмов, и потом Притчи, потом Экклезиаст, и Песнь Песней. После них Иов; наконец проро­ки двенадцать, считаемые за одну книгу, потом Исайя, Иеремеия, и с ним Варух, Плач и Послание; а далее Иезекииль и Даниил; сии со­ставляют Ветхий Завет» (Письмо XXXIX).

В его списке книга Руфь отделена от книги Судей, а книга Эсфирь во­обще не упоминается.

Иероним

Иероним (ок. 347-420) получил иудейское образование и был знатоком еврейской культуры, и к его авторитетному мнению стоит прислушаться. В предисловии к книгам Самуила и Царств, опубликованным около 391 года в составе латинского перевода Ветхого Завета (Вульгаты), читаем:

«У евреев насчитывается двадцать две буквы... К тому же некоторые буквы у них двойные: хаф, мем, нун, фе, цади; они иначе пишутся в начале или в середине слова, иначе - в конце. Посему и пять книг обычно считаются двойными: Самуила, Малахим, Дабрейамин, Ез-дра, Иеремия и Киноф, т.е. Плач (Иеремии). Следовательно, точно так же как двадцатью двумя буквами мы записываем всё, что мы го­ворим по-еврейски, и сими началами объемлется всякое человечес­кое изречение, так же и насчитывают двадцать два тома, словно не­ких букв и первоначал, коими в учении о Боге наставляется и пита-

ется еще нежный возраст, нуждающийся в молоке, мужа... Так равно распределяются двадцать две книги Ветхого Закона, т. е. пять Мои­сеевых, восемь пророческих, девять агиографов. Хотя иные обычно вписывают Руфь и Киноф среди агиографов и считают, что количе­ство книг надо увеличить на две... в числе двадцати четырех».10

 

ТРЕХЧАСТНОЕ ДЕЛЕНИЕ?

Сегодня Ветхий Завет принято делить на «Закон, Пророков и Писа­ния». Существуют ли исторические свидетельства того, что подобное трех-частное деление существует уже давно?

Новый Завет

Новый Завет обычно ссылается на Ветхий Завет как на «Закон и про­роков» (Мф. 5:17; 7:12; 11:13; 22:40; Луки 13:28; 16:16, 29, 31; 24:27; Ин. 1:45; Деян. 13:15; 28:23; Рим. 3:21Ь). Иногда весь Ветхий Завет называется «Законом» (Ин. 10:34; 1 Кор. 14:21). В Евангелии от Луки (глава 24) Иисус является ученикам и говорит: «Вот что значат Мои слова, которые я гово­рил вам, еще когда был с вами: все, что написано обо Мне в законе Моисея, у Пророков и в Псалмах должно исполниться» (стих 44). Можно ли отыс­кать подобные ссылки на деление Ветхого Завета на Закон, пророков и Писания в других источниках, упомянутых ранее?11

Предисловие к книге Сирах

Внук Иешуа (Иисуса) бен Сира, переводивший труд своего деда (кни­гу Сирах) на греческий язык, добавил к ней следующее предисловие (ок. 132 г. до н.э.):

«Много великих сокровищ учености и мудрости дано нам в Законе, Пророках и других книгах, за ними последовавших, за что Израиль заслуживает великой похвалы, и поэтому наш долг состоит в том, чтобы не только те, кто читает на нашем языке, стали учеными, но чтобы они смогли научить - в устной или письменной форме - и людей из внешнего мира. Поэтому мой дед Иисус, посвятивший себя

чтению Писания, Пророков и прочих книг, доставшихся нам от от­цов, и достигший очень больших познаний, решил и сам написать нечто, относящееся к учености и мудрости, для тех, кто пожелал бы, изучив их, продвинуться еще дальше, ведя жизнь, сообразно с Зако­ном». 12

2 книга Маккавейская

Во 2 книге Маккавейской 2:13-15 читаем:

«Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Дави­де* и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите лю­дей, которые вам доставят*.13

Хотя в этом отрывке не говорится о Законе, Пророки и Давид явно вы­деляются в два подраздела Писания. Под «сказаниями о царях», возмож­но, имеется в виду книги Самуила и Царств. Под писаниями Давида, ско­рее всего, подразумевается Псалтирь.

Упомянутый здесь Иуда - это Иуда Маккавей. Война, бывшая по слу­чаю - восстание под предводительством Маккавеев за освобождение из под гнета Антиоха Епифана, чья ненависть к Писанию упоминается в 1 Маккавейской 1:56. Что подразумевается под словом «собрал»? Беквит предполагает, что «он должен был предварительно собрать список книг. Перечисляя книги, он должен был не только распределить их по категори­ям, но и установить определенный порядок следования внутри каждой категории».14 Если это предположение верно, то трехчастное деление Пи­саний Ветхого Завета было уже завершено в середине второго века до на­шей эры.

Филон

О трехчастном делении Писания свидетельствует также и Филон Алек­сандрийский (20 г. до н.э. - 45 г. н.э.) Рассказывая про иудейские секты в Египте, Филон пишет, что они владели «законами и предсказаниями, пе­реданными нам устами пророков, и псалмами и всем остальным, пробуж­дающем и совершенствующем в нас знания и набожность»

 

Баба Батра

О трехчастном делении ясно заявлено в трактате Баба Батра 13b:

«Наши раввины разрешают связывать вместе Тору, Пророков и Агиорга-фы. Так считает рав. Мейср. Рав. Иуда, однако, говорит, что Тора, Пророки и Агиографы должны при этом содержаться на отдельных свитках, а шко­ла мудрецов говорит, что они должны быть разделены на отдельные кни­ги».

 

АНТИЛЕГОМЕНА

В ранние годы христианства, в иудейских кругах шли дискуссии о ка­ноничности книг Экклезиаст, Эсфирь, Иезекииль, Притчи и Песнь Пес­ней. Например, в Мишне, в трактате Ядаим («Омовение рук»), мы читаем: «Все Писания называют руки нечистыми. Песнь Песней и Экклези­аст называют руки нечистыми. Равви Иуда говорит: «Песнь Песней называет руки нечистыми, но в Экклезиасте есть расхождение». Рав­ви Иосия говорит: «Экклезиаст не называет руки нечистыми, а в Песне Песней есть расхождение». Равви Семион говорит: «Эккле­зиаст - книга, благодаря которой школа Шамая унаследовала более мягкие правила, а школа Гиллеля - более жесткие». Равви Симеон Бен Азай говорил: «Я слышал о традиции от семидесяти двух стар­цев, в тот день, когда они сделали Равви Елиезара Бен Азарию гла­вой школы [мудрецов], что и Экклезиаст и Песнь Песней называют руки нечистыми». Равви Акиба говорил: «Бог - свидетель! Отныне пусть никто в Израиле не рассуждает о том, что Песнь Песней яко­бы не считает руки нечистыми, ибо все века не стоят того дня, когда Израилю была дана Песнь Песней; ибо все Писания святы, но Песнь Песней - святее всех» (3:5).16

Причина дискуссии понятна в каждом отдельном случае. Если чита-

тель не принимает иносказательного смысла выражения «под солнцем», то Экклезиаст превращается в трактат о пессимизме. Если читатель не видит присутствия и деяний Божьих в рассказе о жизни Эсфири, хотя имя Бога ни разу открыто не употребляется в этой книге, то рассказ этот действительно бесполезен. Если читатель считает, что видение Иезекииля о воскресших костях должно отразить все детали Моисеева Закона, то ему придется потратить много времени, чтобы согласовать расхождения меж­ду пророком и Пятикнижием.19 Если читатель не признает универсальную справедливость притчей (то есть считает, что их справедливость зависит от времени и обстоятельств),20 то Притчи 26:4-5 несут в себе противоре­чие. Если человек ошибается, считая секс злом, то Песнь Песней превра­щается в порнографический рассказ.

 

Ямния

Многие ученые выдвинули идею, которая позже стала называться «Те­ория собора в Ямнии». В соответствии с этой теорией, иудейские руково­дители и ученые собрались в Ямнии примерно в 90 году н.э. для того, чтобы определить границы иудейского канона. Например, Альберт Санд-берг Младший пишет: «Примерно в 90 году, одновременно с работами Иосифа Флавия, раввинской школой в Ямнии был окончательно состав­лен канон Священных Писаний».

Эта теория подверглась критике, особенно в публикациях Джека Лью­иса и Лии Макдональда. Тщательно проанализировав раввинскую лите­ратуру, Макдональд пришел к выводу: «Существуют сведения о том, что в Ямнии обсуждалась каноничность книг Экклезиаст и Песнь Песней, но эти сведения не достаточны для доказательства теории о принятии в Ямнии официальных решений относительно всего библейского канона».

Еще долго после Ямнии раввины обсуждали справедливость Антиле-

гомены. Относительно книги Эсфирь, раввины Елисзер, Акиба, Мейр и Иосия бен Дурмаскит заключили, что она «была написана по вдохнове­нию Святого Духа» (Вавилонский Талмуд, трактат Мегилла, 7а-7Ь).

Подобные затяжные споры, конечно же, свидетельствуют не в пользу «Теории собора в Ямнии». Важнее то, что заключение о «богодухновенно-сти» носит поучительный характер. Говоря словами И. Янга: «Ясно, что ни один религиозный собор древнего Израиля не составлял списка священ­ных книг. Скорее, по уникальному провидению Божьему. Божий народ признал Его Слово и почитал его с самого момента его появления. Так было создано собрание вдохновенных Писаний, которые известны сегодня как канонические книги Ветхого Завета».

 

АПОКРИФЫ

Следующие книги иудеи не считают каноническими: 1 Ездры, 2 Ездры, Товит, Юдифь, дополнения к книге Эсфирь, Мудрость Соломона, Премуд­рость Иисуса, сына Сирохова, Варух, Письмо Иеремии, дополнения к книге Даниила (Молитва Азарии и Песнь трех юношей, Сусанна и Вел и дра­кон), Молитва Манассии, 1 книга Маккавейская и 2 книга Маккавейская.

Термин «апокриф», означающий «неканонический» был введен Иеронимом (346/347 - 420), который уверял, что книги, входящие в Септуагинту и латинскую Библию, но не входящие в иудейский Ветхий Завет должны считаться апокрифическими. Харрисон добавляет: «Этими кни-

гами не стоит пренебрегать, поскольку они были великими современника-ш большого потока иудейской национальной литературы. В то же время, 1ни не могут служить основанием для развития христианского учения. В [учшем случае это - дополнительная литература вдохновляющего харакера».

Протестантские богословы последовали традиции Иеронима. Римско-католические и Православные ученые приняли традицию Августина (354-:30), молодого современника Иеронима, который выступал за включение покрифических книг в канон Ветхого Завета. На Соборе в Тренте, который был организован в 1546 году Римской Католической Церковью в от-ет на заявления Протестантской Реформации, был принят более широкий канон Августина.

В Новом Завете мы встречаем прямые цитаты большинства ветхоза-етных книг. Исключение составляют Иисус Навин, Судьи, Руфь, 4 книга Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон, Ездра, Неемия, Эсфирь, Экклезиаст, 1есиь Песней, Плачь Иеремии, Авдий, Наум и Софония. Это говорит о ом, что ни одна апокрифическая книга не объявляется богодухновенной. Единственные цитаты из Успения Моисея (ст. 9) и книги Еноха (ст. 14) в 1ослании Иуды не означают, что он верил в их богодухновенность. Таким

образом греческие поэты, процитированные Павлом (Арат, Менандр и лшменид) в Деяниях 17:28, 1 Послании к Коринфянам 15:33 и Послании Титу 1:12 не становятся богодухновенн ыми только потому, что процити-ованы на страницах Нового Завета.

Книги, которые входят в Сеитуагинту (LXX), но отсутствуют в иудей­кой Библии, Брюс называет «дополнительными». Среди них Юдифь, овит, расширенная редакция книг Эсфирь, Мудрость Соломона, Сирах, iapyx, Послание Иеремии, расширенная редакция Даниила и книги Маккавейские. Известные списки трегьего-четвертого веков также включают ти книги. Синайский кодекс (TV век) включает в Ветхий Завет книги То-ит, Юдифь, 1 и 4 Маккавейские, Мудрость Соломона и Сирах. Ватиканс-ий кодекс (IV век) включает Мудрость, Сирах, Юдифь, Товит, Варух и ослание Иеремии. Александрийский кодекс (V век) включает Варух, послание Иеремии, Товит, Юдифь, книги Маккавейские, Мудрость Соло-юна и Сирах. Почему же эти книги оказались в одном собрании с книгами Священного Писания?

Церковь сочла такие книги «достойными того, чтобы находится в одном списке с книгами Священного Писания». Отчуждение иудеев и хри-

стиан, наравне с растущим незнанием семитских языков в церквях за пре­делами Палестины и Сирии, могло привести к включению этих книг в кодексы.

Некоторые ученые ответили на этот вопрос, разработав так называе­мую «Гипотезу Александрийского канона». Они предположили, что в пер­вом веке у иудеев существовало два различных канона. Расширенный ка­нон был каноном александрийских иудеев, а масоретский кодекс был ка­ноном палестинских иудеев. Из двух существующих кодексов, церковь 1 финяла александрийский.

Но подтверждений этой гипотезе пока не найдено. Оба кодекса были составлены христианами в относительно позднее время и потому в них не­возможно найти прямых свидетельств какой-либо связи с иудейской ди­аспорой Александрии. К тому же, единственные дошедшие до нас пись­менные свидетельства о взглядах александрийских иудеев - работы Фи­лона - ни разу не упоминают апокрифы!

Еще один убедительный факт: в раввинских сочинениях мы не найдем споров о месте апокрифов в Библии. «Апокрифы и сегодня не считаются частью иудейской Библии», - пишет Роджер Беквит - «и нет никаких сви­детельств того, что они когда-либо были вычеркнуты из нее. Таким обра­зом, можно заключить, что раввины всегда единогласно считали апокри­фы и псевдоэпиграфы неканоническими книгами».

 

СВЯТОЙ ДУХ

Иудаизм всегда считал, что роль Святого Духа - свидетельствовать о подлинности Писания (ср. цитату из Иосифа Флавия выше). Вот как зву­чит классическое раввинское мнение о прекращении пророчеств: «Со смер­тью Аггея, Захарии и Малахии - поздних пророков - Святой Дух покинул Израиль» (Тосефта Сота 13.2). О роли Святого Духа в создании Писания также говорится в 2 Петра 1:21: «Ведь никогда не бывало пророчества по воле человека. Нет, люди говорили то, что исходило от Бога, и их побуж­дал Святой Дух» (ср. 1 Кор. 2:6-16).

Еще одна цитата из раввинских сочинений подтверждает этот отрывок. «До того времени [прихода Александра Великого и падения Империи Пер­сов] пророки пророчествовали под водительством Святого Духа. С тех пор "приклони ухо твое и слушай слова мудрых"» (Seder Olam Rabbah 30 цита­та из Прит. 22:17). «Раб Самуил бар Иниа сказал, от имени Раб Аха: "Вто­рому храму не доставало пяти вещей, которые были у первого, точнее: огня, ковчега, Урима и Тумима, елея помазания и Святого Духа [пророчества]"».

ВЫВОДЫ

(1) Некоторые книги иудейской Библии уже считались богодухновенны-ми, или если угодно, каноническими.

(2) Дополнительные иудейские источники свидетельствуют о структуре и/или порядке ветхозаветного канона.

(3) Христианские свидетельства Мелито, Оригена, Афанасия и Иеронима отражают иудейское влияние.

(4) Как иудейские, так и христианские источники свидетельствуют о трех-частном делении Ветхого Завета на Закон, Пророков и Писания.

(5) В первые века христианской эры в иудейских кругах велись споры о каноничности книг Экклезиаст. Эсфирь, Иезекииль, Притчи и Песнь Песней («Антилегомена»).

(6) Нет достоверных сведений о том, что в древнем Израиле состоялся со­бор (подобный собору в Ямнии), который составил список богодухно-венных книг.

(7) Отсутствие споров о богодухновенности апокрифических книг в рав­винских сочинениях - убедительный факт в пользу их неканоничнос­ти.

(8) Иудаизм и христианство признавали роль Святого Духа как свидетеля подлинности Писания.

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Может ли христианин считать Ветхий Завет богодухновенным источ­ником? Ответ на этот вопрос дается во 2 Послании к Тимофею 3:14-17. Павел напоминает Тимофею:

«А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился. Ты знаешь, кто твои учителя, еще в младенчестве узнал Свято Писание, а оно способно своей мудростью научить тебя спасению через веру в Иису­са Христа. Всякое Писан ие боговдохновенно и полезно: оно помога­ет учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жиз­нью, так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доб­рому делу».

«С детства» Тимофей был научен Священным Писаниям Ветхого За­вета. (Новый Завет на тот момент еще только создавался.) Писание, по словам Павла, «способно мудростью научить... спасению через веру во Христа Иисуса*. Другими словами, Ветхий Завет - это руководство ко спасению через Мессию.

Писание также полезно, ибо «оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью». Или, другими словами, оно также - руководство к достижению зрелости. Зрелостью в Ефесянам 4:13 Павел называет «достижение полноты Христовой в полной мере».

Зрелый христианин («слуга Божий») подготовлен ко «любому добро­му делу». То есть Ветхий Завет - это еще и руководство к служению.

Руководство к спасению через Мессию, руководство к достижению зре-

лости и руководство к служению - все это Ветхий Завет, истинное Слово Божье!

 

РУКОВОДСТВО К СПАСЕНИЮ ЧЕРЕЗ МЕССИЮ

На допросе перед царем Агриппой Павел утверждал, что Библия (то есть Ветхий Завет) несет Благую Весть. «...Я и по сей день стою неколеби­мо и свидетельствую малым и великим. Я ни о чем другом не говорю им, только о том, что предсказывали пророки и Моисей, а именно, что Пома­занник Божий должен был претерпеть страдания и, будучи первым вос­кресшим из мертвых, возвестить свет и нашему народу и язычникам». (Деян. 26:22-23).

Также и в Послании к Римлянам Павел говорит о Божьей Радостной Вести «которую Он обещал через Своих пророков в Святом Писании. Это весть о Его Сыне, по человеческому происхождению - потомке Давида, по Духу Святому - Сыне Бога, которого Бог явил в полноте силы, воскресив из мертвых, - об Иисусе Христе, нашем Господе» (Рим. 1:2-4).

На эту же евангельскую направленность Еврейских Писаний указыва­ет Петр:

« Еще пророки тщательно исследовали и изучали все, относящееся к этому спасению, и пророчески предсказали дар Божьей доброты, данный вам. Они пытались определить время и обстоятельства, на которые указывал обитавший в них Дух Христа, предвозвестивший страдания Христа и славные события, что последуют за ними.Им было открыто, что не для себя, а для вас совершали они служение и возвещалито, что теперь - устами проповедавших Радостную Весть - возвестил Святой Дух, посланный с неба. В эту тайну даже Анге­лы с небес жаждут заглянуть» (1 Пет. 1:10-12, курсив добавлен). Исайи 53 - именно тот отрывок, который явно описывает «страдания Христа». Многие отрывки указывают на «славные события», которые пос­ледовали за страданиями, но самый яркий из них, пожалуй, - Псалом 109:1.35