СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Но­вом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, по­скольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангелия. Иисус - это Первосвященник, который принес Себя Самого в святую жер­тву как выкуп за грех (Евр. 4:14 5:10; 9:6). Первосвященник Иисус одно­временно предваряется Аароновым первосвященством из Книги Левит и контрастирует с ним. Аароново священство со своими жертвами указыва­ет на будущее священство, которое, в конце концов, возникло во Христе. Но священство Христа похоже не на священство Аарона, а на священство Мелхиссдска из Книги Бытия, то есть оно также не имеет предшествен н и-ка и преемника, а Иисус также является одновременно священником и царем. Наконец, переход от Моисеева завета к Новому Завету требует сме­ны священства и изменения Ааронова священства на священство Христа, подобного священству Мелхиседека, которое было более великим священ­ством, что следует хотя бы из того, что предки Аарона платили десятину Мелхиседеку (см. Быт. 14:18-20; Пс. 109:4; Евр. 5:6,10; 6:20; 7:1-17).33

Но есть и более конкретные связи. Присутствие Божье, которое так ярко описано в Книге Левит, находит свое выражение в Новом Завете в Евангелии от Иоанна 1:14 («Слово стало плотью и поставило свой шатер среди нас»), в Первом Послании к Коринфянам 6:19 («ваше тело - храм, в котором живет Святой Дух*) и в Евангелии от Матфея 18:20 («где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там буду и Я*). Тема святости под­нимается во всех книгахНового Завета. Христиане - это святые, призван­ные Богом так же, как когда-то был призван Израиль (см. Кол. 1:22; 1 Пет. 1:2; 2:9 и дал.). Христиане живут святой жизнью (Кол. 1:22; 1 Пет. 1:15) и становятся святыми не сами по себе, но через послушание (Рим. 6:17-19), подобно тому, как через послушание становился святым Израиль. Так же как Израиль, христиане следуют заповеди: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16). Как можем мы стать святыми? Как нам поддерживать свою святость? Что оскверняет нас? Жертвы, описанные в Книге Левит, указывают на последнюю, главную жертву - Иисуса. Но если левитские жертвы нужно было приносить постоянно, то искупление через распятие, произошло «один раз... чтобы удалить грех» (Евр. 9:26), оно постоянно очищает нас (1 Ин. 1:7), и оно принесено за грехи всего мира (1 Ин. 2:1-2). Священство поменялось не только на уровне первосвященника, как уже было сказано, но и на уровне священников, ибо каждый христианин те­перь сам стал священником (Рим. 12:1; 1 Пет. 2:9; Отк. 1:6). Это священ­ство всех верующих позволяет каждому христианину войти в общение с всевышним Богом. Новозаветные законы о чистоте - поддержание лич­ной чистоты (1 Тим. 5:22), молитвы, идущие от чистого сердца и чистых помыслов (2 Тим. 2:22; Тит. 1:15) и практика чистого благочестия (Иак. 1:27) - все это берет начало в законах о чистоте в Книге Левит.

ЧИСЛА

Рандал Бейли

 

«Числа» - это перевод латинского слова Numeri (так книга названа в латинском переводе Библии, Вульгате) и греческого слова Aarithmoi, (так книга была названа в греческом переводе Библии, Септуагинтс). Вульга­та, Ссптуагинта и другие переводы дают такое название книге из-за рас­сказов о переписи населения (главы 1 и 26), как и других мест в книге, где речь идет о количестве. В древнееврейских рукописях существуют два ва­рианта названия этой книги. Первый вариант (вайдаббер, «и Он [Яхве] сказал») - является первым словом Масорстского текста, второй (вамидбар, «в пустыне») - указывает па место, Где произошли са­мые важные события, описанные книгой. Книга начинает рассказ с поко­ления, которое покинуло Египет лишь для того, чтобы умереть в пустыне, и завершает его новым поколением, которое родилось в пустыне и вошло в землю обетованную.1