История, записанная в книге Числа, хотя и не в хронологическом порядке, покрывает период в тридцать восемь лет (ср. Чис. 1:1 с Втор. 1:3). Скиния была устроена в первый день первого месяца второго года (Исх. 40:17). События книги Числа начинаются через месяц после этого, в первый день второго месяца второго года (1:1). Путешествие от горы Синай до Кадеш-Барнея заняло одиннадцать дней (Втор. 1:2). Первые четырнадцать глав можно уместить в этот период. Середина книги посвящена тридцати восьми годам странствования в пустыне и дополнительным законам (главы 15-19). Заключительная часть книги рассказывает о завоевании
Ханаана (главы 20-36).
Числа логически продолжают повествование книг Исход и Левит, а также представляют несколько событий, описанных позднее в книге Второзаконие. Установления относительно скинии, о которых рассказывается в Исходе, были выполнены, и народ расположился с таном вокруг шатра (Исх. 40; Чис. 2). Алтарь был установлен в соответствии с законами, изложенными в книге Исход, и посвящен Господу (Исх. 27:1-8; 38:1-7; Чис. 7:1-89). Обращается внимание на то, что обещание Бога об умножении потомков Авраама было окончательно исполнено (Быт. 12:1-3; 15; см. Исх. 1:1-7; Чис. 2). Израиль еще не владел обещанной землей, но уже двигался по направлению к ней (Быт. 12:1-4; Исх. 3:17; 6:4,8; 23:20-26; и т.д.). Законы книг Исход и Левит часто иллюстрируются в событиях книги Числа, как например введение закона о субботе (Исх. 20:8-10; Лев. 23:3; Чис. 15:32-37). Пророчество Валаама (главы 22-24), в котором он попытался навести проклятия на народ Божий, но вместо этого благословил нацию, напоминает о Божьем обещании Аврааму благословлять тех, кто будет благословлять потомков Авраама и наводить проклятие на тех, кто будет проклинать народ Божий (Быт. 12:1-3). Книга предвещает смерть Моисея, описанную во Второзаконии (Чис. 27:12-14; Втор. 31:14-16; 34:1-12). Числа «объясняет, почему Израиль не вошел в Ханаан сразу же после того, как покинул Египет и пересек пустыню*,2 и рассказывает о «неверии, сопротивлении, отступничестве и неудовлетворении в противоположность Божьей верности, присутствию, заботе и терпению».3
Историческая достоверность книги Чисел хорошо подтверждается, если сравнивать книгу с древними ближневосточными документами. «Странствования Израиля были лишь частью общего потока огромной миграции, которая наблюдалась во всем известном мире в ХШ веке до н.э.» Народы Моря и Арамеяне перемещались по всему региону. Империя Хеттов в Анатолии и Империя Касситов в Вавилоне пали, в то время как Египет и Ассирия «склонились, по устояли». Наступил железный век. Разграбление Трои (1250 г. до н.э.), возможно, стало причиной этих событий. Такие произведения, как Илиада, Одиссея, Энеида, и эпос Тукулти Нинурта отражают эти события в их героическом аспекте. Книга Числа отличается от этих древних произведений тем, что в ней нет «подобных [героических] характеров». Вместо этого она рассказывает о непокорных и упрямых людях, подозрительно относящихся к своим руководителям, привязанных к плотскому благополучию Египта» (см. Исх. 16:3) и отражает «серьезный отчет о бедствиях переселения и суровой реальности территориальных завоеваний без каких-либо романтических декораций».5 Говоря точнее, повество-
вание книги Числа «...откровенно отражает реальность жизни, а не надуманные фантазии. Солевыносливый тростник, вода из камня, повадки перепелов и т.д. отражают реальные обстоятельства, которые можно было описать, только будучи соучастником событий и уж никак не изучая их в Вавилоне или Иерусалиме. Поэтому эти рассказы так сильно отличаются от текстов типа «Царь сражения», история Саргона из Аккада, с его горами с позолоченными вершинами и валунами лазуритов и деревьями с шипами [то шестьдесят локтей (18 метров) длиной!»6 Но, даже с этими отличиями, книга Числа с ее многочисленными жанрами похожа на свои ближневосточные аналоги, а значит, отражает древний ближневосточный контекст XIII века до н.э.
ТЕКСТ И АВТОР
Многое в книге указывает на авторство Моисея. Единственная ссылка на Моисея, как непосредственного автора книги (Чис. 3:2), говорит о том, что Моисей не только написал обо всех местах, которые посетил Израиль во время странствования, но также, возможно, написал и много других текстов, хотя другие также могли участвовать в этом труде подобно Иеремии и Варуху (см. Иер. 36:4-5,8.10). Откровения получали и Аарон (9:1) и Елиазар (26:1), а Елиазар еще и участвовал в написании книги (26:63). Различные жанры (описание границ [Числа 34], повествования [22 24], поэзия [10:35-36; 21:14-15,17-18,27-30]; путевые заметки [33:1-49]) представляют основные источники, которые использовались при составлении этой книги. Это отчетливо указывает на авторство Моисея и надзор Моисея за составлением книги Числа, а также на историческую и богословскую достоверность материала, в противоположность традиционной критике источников.7
ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ
Развитие исторической критики определило три подхода к изучению книги Числа.
(1) Сторонники первого подхода пытались установить один или несколько предполагаемых источников (документы J, E, D и Р). По мнению Г.Б. Грея, документы J, Е, и Р сформировали композиционные источники книги Числа, что включало различные уровни материалов документа Р. Семьдесят пять процентов материала приписывали документу Р, датированного V веком до н.э. Материалы, не имеющие отношения к Р, приписывались документам J (IX век) и Е (VII век). Эти выводы привели к таким допущениям, как поздняя датировка предполагаемых документов-источников, окончательно разработанные религиозные ритуалы и послеплен-ная священническая традиция, которая обращалась к былым временам, дабы оправдать практику позднего иудаизма. Считалось, что предполагаемые простые ритуалы ранней религии Израиля постепенно превратились в законничество. Этот процесс начался с централизации культа во времена царя Иосии, о чем рассказывает 4 Книга Царств 23.
(2) Второй подход предполагает существование долгого периода развития устной традиции. Защитниками этой идеи были Гюнкель и Грессман.
(3) Третий подход, защищаемый Нотом, объединяет оба предыдущих взгляда, и утверждает, что пять тем (обещание патриархам; Исход из Египта; странствование в пустыне; откровение у горы Синай; вход в землю) развивались устно и независимо друг от друга, прежде чем они были помещены в одну книгу.
Эти подходы признают древность происхождения материала, благодаря чему сильно сдает свои позиции Документарная теория. Последние исследования критики форм подтверждают выводы этих подходов, но указывают на более короткий промежуток времени между событиями и созданием письменных документов. Многие события могли быть описаны сразу же после их завершения. Таким образом, современная наука все еще придерживается большинства старых, хотя и пересмотренных, взглядов, как например, трудности размежевания документов J и Е в книге Числа. Даже среди консервативных ученых есть много тех, кто соглашается с существованием некоторого рода источников, хотя эти взгляды очень далеки от классической Документарной теории.8
Вместе с критикой форм появилась тенденция сомневаться в достоверности текста. То, что от семидесяти человек, вошедших в Египет, произошли 603550 воинов, то есть, что к концу египетского пленения общее число евреев составляло около 2,5 - 3 миллионов человек, - самая серьезная претензия к достоверности текста. Она зиждется на нескольких вопросах:
• Возможно ли, чтобы группа людей так быстро выросла за столь малый промежуток времени?
• Как могла столь большая группа людей организоваться за столь короткий промежуток времени, чтобы выйти из Египта?
• Как такая большая община могла так быстро сгруппироваться вокруг скинии?
• Как пустыня могла прокормить такое большое население со всем поголовьем скота и имуществом (Исх. 12:38)?
Некоторые ученые просто не замечают этой проблемы.9 А предлагае-
мые решение всегда имеют свои слабости.10
(1) Буквальное толкование принимает библейский текст, как он есть заявляя, что в тексте как раз и подчеркивается высокий уровень рождаемости у евреев и долговечность их имущества (Исх. 1:7; Втор. 8:4), а распределение людей по малым группам помогла осуществить организованный выход из Египта (Числ. 2; 10:14-20; см напр. Yang and Archer).11 Однако, эти выводы, похоже, противоречат таким отрывкам, как Второзаконие 7:1,7 и 9, где подчеркивается, что другие народы были многочисленнее Израиля. Поэтому «все доступные данные - библейские, внебиблейские и археологические, - кажется, разочаруют тех, кто пытается толковать данные в книге Числа буквально».12
(2) Теория о том, что перепись была на самом деле проведена в другое время, утверждает, что список имен был составлен уже во времена монархии и не отражает быстрое умножение народа.'3
(3) Мнение Патри о том, что еврейское слово, переведенное как «тысяча* на самом деле означает «глава», «клан», «семья» или «группа людей в палатке» не дает окончательного объяснения.14 Во-первых потому, что, «хотя это слово... может безусловно означать «клан или «часть колена», нет никаких свидетельств того, «что им пользовались для обозначения социальной группы, такой маленькой, как «семья» или «живущие в одной палатке»,15 Во-вторых, некоторые числа можно истолковать только буквально, как, например, 22000 левитов, которые служили взамен 22273 первородных мужеского пола (3:43-50).16
(4) Мнение о том, что результаты переписи имеют какое-то отношение
к неким вавилонским астрологическим подсчетам, хотя и поддерживается некоторыми учеными,18 основано на еще недоказанном предположении. Предполагается, что библейские авторы «должны были умело производить необходимые арифметические подсчеты», и что они «должны были владеть профессиональными астрологическими знаниями, чтобы увидеть корреляцию между числами, полученными в результате переписи и вави-лонскими астрономическими периодами».1'J
(5) Мнение о том, что «приведенные подсчеты имели под собой некоторые факты, с которыми были хорошо знакомы люди в древности, но которые неизвестны современным ученым», позволяет пользоваться числами, как «символами относительной силы, триумфа, важности и так далее», ибо даже не предполагалось, что их будут понимать буквально или как дошедшие до наших дней древние утерянные текстуальные формы».20 Этот взгляд наилучшим образом описывает наши современные знания - точный смысл чисел остается тайной.
По сравнению со всем приведенным выше материалом, мнение о том, что Моисей не мог сам назвать себя кротким (12:3), превращается в незначительную деталь. Пытается ли кто-то защитить авторство Моисея, утверждая, что здесь делается своего рода сравнение Моисея с остальными израильтянами,21 или считает, что данное выражение - не больше чем глосса, появившаяся в тексте после смерти Моисея,22 все эти препятствия ровным счетом никак не противореча! авторству Моисея, по сравнению с описанием смерти Моисея во Второзаконии 24:5 и далее. Прежде чем сомневаться в Моисеевом авторстве этих отрывков, ученые должны сначала признать их историческую достоверность, или доказать обратное. Все ути повествования соответствуют социальному, политическому и буквальному контексту Ближнего Востока XIII века до н.э. Это значит, следует безоговорочно принять свидетельство книги о том, что события и материалы, которыми пользовались для составления (написания) книги Числа относятся к периоду жизни Моисея, то есть, написаны самим Моисеем или под его руководством.
ЖАНР
В книге Числа можно обнаружить почти любой литературный жанр, встречающийся в Библии, что делает ее самой сложной для обзора книгой Пятикнижия. Список Мил ырома23 иллюстрирует широту жанра этой кни-
ги: «повествование(4:1-3), поэзия (21:17-18), пророчество (24:3-9), победная песнь (21:27-30), молитва (12:13), благословение (6:24-26), сатира (22:22-35), дипломатическое письмо (21:14-19), гражданские законы (27:1-11), культовые законы (15:7-21), вещее решение (15:32-36), список переписи (26:1-5), архив храма (7:10-88), путевые заметки (33:1-49)».24 Перечисленные жанры, схожие с теми, что были найдены среди древних ближневосточных документов того же периода, послужили источником составления повествовательного произведения, иллюстрирующего изложенные до этого законы Пятикнижия, как, например, человек, собирающий хворост в субботу (Чис. 15:32). Закон говорит: «Помни день субботний, святя его» (Исх, 20:8). Человека посадили «иод стражу, потому что не было еще определено, что нужно с ним сделать» (Чис. 15:34).2j
СТРУКТУРА
Такое разнообразие жанров позволяет по-разному структурировать книгу, в зависимости от выделяемой темы. Существуют структуры, в которых книга делится на три части, хотя возможно и двухчастное деление. Одна из возможных трехчастных структур создана по географическому принципу.26
I. Народ готовится покинуть гору Синай - 1:1-10:10
II. II. Путешествие от горы Сипай к Моавитским
Равнинам - 10:11-21:35
III. События в Моаве, наставления о завоевании и разделе земли - 22:1-36:13
Вторая трехчастная структура построена по тематическому принципу27
I. Создание общины у горы Сипай 1:1-9:14
II. Успехи и неудачи путешествия - 9:15-25:18
III. Последние приготовления к входу в землю - 26:1-35:34
Третий вариант деления объединяет географию и тематику.2S
I. Синай: Подготовка к переходу к Кадету - 1:1-12:6
II. Кадет: В пустыне Паран, до прихода на Моавитскис равнины -13:1 -22:1
Ш. Моав: Подготовка ко входу в Ханаан, взгляд в прошлое и будущее-22:2-36:13
Четвертый вариант также делит книгу па три части, подчеркивая хронологию событий.29
I. С первого дня второго месяца до девятнадцатого
дня в пустыне- 1:1-10:11
II. Пять месяцев из сорока лет впустыне - 21:10-36:13 ТТТ. Недатированные события сорокалетнего путешествия впустыне- 10:12-21:9
Двухчастные структуры используются для того, чтобы показать сходство и различия. Олсон, например, предлагает деление по принципу поколений:
I. Первое поколение вышло из Египта только для того,
чтобы умереть в пустыне 1:1-25:18.
II. Второе поколение, рожденное в пустыне, готовится к тому, чтобы войти в землю обетованную - 26:1 36:13.™
Одна из самых интересных двухчастных структур подчеркивает сравнительное расположение глав 10 и 11, что объясняет тематическую значимость двух поколений, прошедших пустыню, и создает гак называемую «тематическую рефлексию».31 Главы 1-10 рассказывают о возникновении нового народа в пустыне, после выхода из Египта, когда люди ответили «единым желанием повиноваться заповедям Божьим, переданным через Моисея*.32 В этом контексте закон дается «на все времена - предусматривая метод наставления и оправдания людей во время совместных народных праздников, бесспорный инструмент в руках власть предержащих».33 Числа 11 начинают рассказ, который прерывает гармоничную картину главы 10 и подчеркивает нелогичность человеческих поступков. Первое поколение терпит неудачу и теперь, «только их дети смогут претворить в жизнь Божьи планы, но лишь в далеком будущем*.34 Ливии в своей статье говорит об этом более четко, подчеркивая, «что падение начинается в главе 11... Следуя за хорошо организованными вступительными главами 1-10, которые рисуют гармоничные взаимоотношения между Богом, как водителем, Моисеем, как его пророком, и людьми, как исполнительными последователями, глава 11 внезапно прерывает все, что ей предшествует. В этом переломном месте путешествия, впервые слышатся голоса простого люда. Народ постоянно жалуется на жизнь».35
Напряжение, созданное соседством этих глав, проявляется в любой части книги. Главы 1-10 сосредоточены па вопросах организации и мирных взаимоотношениях между людьми во время становления нации. К сожалению, не все люди оказы ваются совершенными. Он и всеми силами желают достичь своего предназначения, но у них впереди долгий путь. Такое изображение народа с помощью поколений представляет первое поколение как неудачное, а второе - как достигшее успеха (хотя и не без проблем). Израиль представлен как вечно идущий, но так и не достигший цели. В особенности эту картину «вечной неудачи» можно увидеть в рассказах о почти исполнившихся или так и не исполнившихся обещаниях. В книге звучит постоянное напоминание, которое указывает на строптивый характер людей, переходящих с места на место. Такое бесконечное путешествие придаст книги чувство «движения», которое вкупе с Божьим судом над неверующими (14:39-45; 26:64-65), освещает идею тщетности жизни без Бога. Законы и правила отправления культа, разбросанные на протяжении отрывка 10:1-36:13, иллюстрирую! борьбу и рост общины - необходимость новых правил и законов по мерс развития. 11редставлснная таким образом, Книга Чисел хорошо вписывается не только в контекст Пятикнижия, но также и в контекст книг Иисуса Навина и Судей. Структура, построенная по богословско-историческому принципу, преуменьшает вопросы хронологии. Например, 1:1-10:10 рассказывает о том, как Израиль готовится покинуть гору Синай и начать путешествие в Ханаан. В этом отрывке большая группа событий, изложенных в 1:1-6:21, помещена до событий, изложенных в 7:1-9:16, хотя хронологически они произошли позже.
Материал в 1:1-6:21 помещен до событий 7:1 -9:16, несмотря на то, что события 1:1-6:21 на самом деле произошли после 7:1 9:16 (см. 161; 7:1-, 9:1,15; 10:10; Исх. 40:1,17). Похоже, что теологическая также как и буквальная последовательности изложения вполне приемлемы, потому что расположение народа вокруг скинии показывает стремление автора показать скинию как центральное место поклонения Израиля. Божья святость пропитывает лагерь и его нельзя осквернять (1:47-54). Прежде начала нормальной жизни в сфере святости Яхве, община должна быть надлежащим образом защищена от згой святости (1:53). Добавлены определенные законы, цель которых поддержан ие лагеря святым и неоскверненным, чтобы святость Яхве не разрушила его (5:1 -6:21). Благословение Аарона удачно вставлено в отрывок 6:22-27, после того как была основана святая община. Посвящение алтаря следует за расселением Изариля вокру г скинии (7:1 -89). После i юевящения левитов, л юди могут провес ти первую Пасху (9:1-14). Последняя подготовка Израиля перед походом предваряется объяснением того, как люди должны перемещаться и когда начинается поход.36
БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ
Разнообразные жанры и структуры Книги Чисел вместе рисуют людей в переходный период в смысле физическом (из египетского рабства в Ханаан, землю обетованную), идуховном (из семьи рабов к организованному теократическому обществу). Процесс перехода предполагает взаимное испытание Бога и людей.
Бог испытывает людей, чтобы узнать, готовы ли они слушаться Его (Исх. 15:25; 20:20), а люди испытывают Бога, чтобы узнать, действительно ли Он позаботится об их материальных нуждах в пустыне (17:2,7), и чтобы понять, до какой степени Он готов терпеть их непокорность (Числ. 14:22). Многочисленные случаи их недовольства, недостатка веры и непокорности Моисею или самому Богу (Исх. 14:10-14, сразу же после выхода из Египта; Исх. 16; 17:1-7; 32:1-33:6; Числ. 11; 12; 13-14; 16; 10:1-13) показывают постоянную перемену настроения у трех участников событий: Бога, Моисея и народа.37
Подобным же образом, меняются отношения между Богом и Моисеем. С одной стороны, Бог общается с Моисеем напрямую, в то время как Моисей служит Божьим гласом, но, с другой стороны, Моисей разочарован и постоянно жалуется на то, что занимает не свое место, пока, наконец, не начинает прямо просить о смерти (11:11-15). Однажды он даже проявляет непослушание, из-за чего так и не попадает в землю обетованную (20:11-12). Народ также описан сложно и больше в негативных тонах. Как и Моисей, поколение израильтян, вышедшее из Египта, осуждено на смерть в пустыне, так и не достигнув земли обетованной (14:23). К концу их путешествия, люди, которые сразу же после Исхода заигрывали с идолопоклонством (Исх. 32), полностью поглощены им (Числ. 25). От этих двух главных тем происходят несколько второстепенных.
Святость характера.Тема святого характера народа Божьего происходит из нескольких источников. Левитский закон заявляет, что люди должны быть святы, потому что Бог свят (Лев. 11:44,45; 19:2; 20:7,26; см. 21:8; 22:32). Они были выкуплены Богом, и это сделало их святым народом (Исх. 6:6; 19:5-6). Они святы, потому что Бог обитает, непосредственно присутствует среди них. Такие отрывки как Числа 1:50-54 и вся глава 5 повторяют наставления о проведении ритуалов, необходимых для поддержания святости. В основании ритуалов лежало послушание. «Описанные автором неверие, ропот инепослушание Израиля противоречат чертам, которые должны быть присущи Израилю (см. главы 11; 12; 13-14; 16; 20:1-13; 21:4-9; 25:1-4; 26:63-65)».38 Замечание, сделанное в книге Иисуса Навина 5:3-5, служит свидетельством непокорности, которая берет начало еще во дни Исхода (Исх. 5; 15:22-16:36; 17:1-7; 32; 33).
И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилсвых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший парод был обрезан, по весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан. (И. Нав. 5:3-5, курсив добавлен).
Этот отрывок и события книги Числа (главы 13-14) показывают, что люди не верили обещаниям, данным Аврааму. Такие отрывки как 14:106-14 указывают на необратимость и непригодность людей обоих поколений Поколение, вышедшее из Египта, умерло в пустыне из-за неверия и непослушания - черты, которые перешли в следующее поколение, которое нужно было обрезать, то есть совершить над ними обряд, забытый в период странствований в пустыне.
Божье терпение, присутствие и забота. Парадигму непослушания можно продолжить, если сравнить характер людей с терпением, присутствием и заботой Бога. Святой Бог обитает среди Своих людей (Исх. 40:34-38; Лев. 26:11 и дал., Числ. 1:47-54; 9:15-23), освящая послушных и уничтожая непокорных (11:1-3). Эти отношения, уникальные для Израиля (Втор. 4:7-8), засвидетельствованы в явлении Бога в облаке и огне (9:15-23; см. Исх. 14:24; 16:6-7; 25:8; 29:43-46; 40:34-38). Как уже было сказано, столь святой Бог, обитающий среди Своего народа, требует от последнего святости через послушание. Послушание ведет к Его защите в дни, когда народ сталкивается с серьезными трудностями. Подобным же образом, Бог был кормильцем святого народа в течение этих сорока лет (глава 26). Но непослушание приводило к гневу (1:47-54). Состояния послушание-благословение и непослушание-кара создают некую напряженность, выражающуюся, например, в желании Бога повторно уничтожить народ (14:13-19; ср. Исх, 32:9-13). Взятые вместе, эти повествования указывают на Бога-вседержителя, что прекрасно иллюстрируется в рассказах о Валааме (23:1-24:25) и о последующем море (25:1-16). Божьи высочайшие благословения хорошо проявляются в неудачных попытках Валаама навести проклятие на народ Израиля, а Божий высочайший гнев показан в наказании Израиля за неразрешенные сексуальные отношения с Моавом, которые вели народ Божий к идолопоклонству. «Божье главенство распространяется на всю историю в соответствии с Его заветом с Израилем (24:20-25). и только Он может благословлять или проклинать народы».39
Земля. Путь в Ханаан представляет в Книге Чисел как физическое, так и духовное путешествие, или цель. Это есть часть общей темы Пятикнижия, темы обещания-исполнения. Хотя Бог, как и обещал, дает землю оез-возмездно, (13:1 и дал., 14:8,23,39; 32:7-9; 33:53), обещание Израиль получает через веру. Недостаток веры, проявившийся в Моаве, приводит к бедствию (32:14-15), и становится причиной неудачной попытки захвата земли (14:10-43). Таким образом, получение земли зависит от верности, которая проявляется в послушании. Отход от парадигмы вера-послушание оскверняет землю (35:34) и ставит под вопрос дальнейшее владение этой землей (33:56). Все сказанное еще раз преподает главный урок: достижения Божьих людей зависят от уровня их веры и уровня их доверия Богу.40
СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Книга Числа цитируется в Новом Завете всего три раза. Иоанн (19:36), цитируя Числа (9:12), отмечает, что смерть Иисуса, наступившая до того, как его кости были перебиты, типологически соответствует требованиям закона. Поскольку кости пасхального агнца не должны быть перебиты, наш Пасхальный Агнец, Иисус, умер с целыми костями. Во 2 Тимофею 2:19 Павел цитирует Числа 16:5, донося мысль о том, что сейчас, как и после восстан ия Корея во времена Моисея, Бог знает тех, кто покорен Ему. Иисус цитирует числа 30:2 в Евангелии от Матфея 5:33, говоря о том, что Его последователи должны всегда давать однозначный ответ «да» или «нет».
Однако, влияние книги Чисел значительно шире трех процитированных мест. Послание Иуды (стихи 5-7) ссылается на непослушное поколение, которое так и погибло в пустыне (см. Числ. 14:23-25; 26:64-65), призывая нас стоять в вере, чтобы не потерять свое наследие из-за неверия. Послание к Евреям 3:1-4:13 использует образ пустыни, продолжая ту же мысль и предупреждая нас «твердо держаться своей надежды, которой Гордимся* (3:6). Итак, мы не должны подражать Израилю в пустыне, позволяя сомнениям разрушать нашу веру и надежду, идя к неверию и непослушанию (3:12-19). Наоборот, христиане должны жить в вере, держаться надежды будущего наследия (4; 11-13). Будущее христиан (рай) уподобляется обетованной земле Израиля (Ханаану).
Христиане Коринфа напоминали Павлу Израиль во время странствований в пустыне, и Павел использовал этот пример, чтобы показать коринфянам, как им не следует жить (1 Кор. 10:1-11). События, описанные в книге Числа, произошли, «чтобы послужить уроком нам» (стих 11). Ситуация в Коринфе, да и в современной церкви подобна тому, о чем рассказывает книга Числа. Бог был недоволен тем, что люди, испытавшие на себе Его искупительное спасение, тем не менее, продолжают восставать против Него (Числ. 14:10-35; 21:4-9; Ин. 3:14-15; 12:32-33; 1 Кор. 10:1-5). Такое непослушание и тогда и сейчас проявляло себя с разных сторон. Христианам предписано остерегаться идолопоклонства (ст. 7), и сексуальной аморальности (ст. 8), запрещено испытывать Бога (ст. 9) и жаловаться (ст. 10). События книги Числа стали примерами, которые наставляют и предупреждают нас (ст. 11). Бее это иллюстрирует, как Новый Завет использует образы ветхозаветных событий. Эти события произошли в историко-бого-словском контексте, который показывает, что Божьи люди должны оставаться верными, чтобы получить по завету обещанные благословения. Помимо этого, люди, находящиеся во взаимоотношениях завета могут ожидать от Бога заботы, также как ее получал Израиль в пустыне.41
ВТОРОЗАКОНИЕ
Рандал Бейли
Слово «Второзаконие» - калька с латинского слова deuteronomii, которое в свою очередь перекочевало из Септуагинты, в которой (деутерономион) - это неверный перевод слова из стиха 17:18: «И когда он [царь] взойдет на престол, пусть запишет для себя это повторение закона в книгу руками священников и левитов» (курсив добавлен). Хотя в иврите возможен такой оттенок, контекст стиха 17:18 указывает, что правильнее было бы перевести это слово как «копия». Царь должен был записать для себя не повторение (деутерономиоп), а копию ( мишнех) закона. Тем не менее, книга действительно повторяет и обобщает многие законы, уже записанные в Книге Исход и в Книге Чисел. Еврейское название книга происходит от первого слова (элех хаддварим, «вот слова»), представляя литературный жанр книги - обращения Моисея к народу, которые он произнес в конце своей жизни, и в которых он обобщил значительные события последних сорока лет, призывая народ к пристойной жизни. Его речи были специально разработаны для того, чтобы обеспечить преданность народа Богу, о чем народ клялся у горы Синай.
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
Клайн, на основе работы Менденхолла, доказывает, что структура Второзакония соответствует хеттским договорам второго тысячелетия больше, чем ассирийским договорам первого тысячелетия.