Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь! |
Пс. 71:18-20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева. |
Пс. 88:53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь. |
Пс. 105:48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия! |
Пс. 150 Завершает не только последюю книгу, но и всю Псалтирь |
Разделение между книгами 4 и 5 может показаться случайны м, поскольку псалмы от 100 до 109 по своему содержанию связаны хиастической структурой. Но все не так просто. Книга 4 завершается двумя псалмами о странствованиях Израиля в пустыне, которые совместно с Псалмом Моисея (Пс. 89)- первым псалмом н этой книге- создают инклюзию. Так книга 4 становится «ответом» на вопрос, заданный в конце книги 3, о падении династии Давида (Пс. 88) и последующем переселении в Вавилон. Ответ таков: «Яхве был Царем Израиля но время странствований в пустыне, и Он все еще остается Царем во время пленения (Пс. 92; 95-98) и даже после плена, когда трон Израиля пуст.
Почему же Псалтирь разделена на пять книг? На самом деле, ответ на этот вопрос никому не известен, и мы можем только строить догадки и предположения. Книги 1 и 2 в свое время представляли собой два самых ранних сборника псалмов Давида (Пс. 71:20: «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева»). В книгу 2 также входят несколько псалмов «Сынов
Кореевых» (Пс. 41,-48) и один псалом «Асафа» (Пс. 49). Книга 3, похоже, была специально составлена, чтобы выразить народную печаль от потери земли, храма и царя (Пс. 72-88). А книга 4 составлена, чтобы дать ответ на народные страдания (Пс. 89-106). Создание книги 5, конечно же, было попыткой отразить деление Торы (Пятикнижие). Псалмы 1 и 2 о «Торе» и «царстве» перед сборником псалмов Давида (псалмы 3-40) были добавлены, чтобы показать: даже псалмы можно изучать и как «Божье слово человеку», и как «человеческое слово, песню или молитву, обращенные к Богу». Так псалмы стали частью канона иудейской Библии и вошли в повседневную жизнь израильской общины. Случилось это, скорее всего, в конце V века до н.э., после завершения книги Паралипомепон.
Тематика псалмов от книги к книге меняется. Индивидуальные плачи в начале Псалтири (к которым, в основном, относятся псалмы Давида) постепенно заменяются коллективными плачами, а ближе к концу Псалтири появляется все больше псалмов с индивидуальной и коллективной хвалой. Такое движение подчеркивает главную весть Псалтири, которая наиболее явно выражается книгой 5: однажды Бог восстановит троп Давида на его «законном» месте (см. Пс. 109; 131). Книга 5 - значительно объемнее предыдущих, поскольку в нее включены другие сборники, выделить которые не так легко (Пс. 110-117, египетская галлсль, Пс. 119-133, песни «восхождения», Пс. 145-150, хвалебные псалмы; и Пс. 118 -вел и кий псалом о законе «Торе»), В книге 5 также больше всего безымянных псалмов, которые могли быть специально помещены туда, чтобы усилить основную весть книги. Многие псалмы в книге 5 также поснящены «Давиду» (Пс. 107-109; 121; 123; 130; 132; 137-144) возможно для того, чтобы придать всей Псалтири настроен ие Давида и подчеркнуть влияние Давида на всю Псалтирь. Как было сказано ранее, к 1 веку вес псалмы считались Давидоными.
Кроме перечисленных замечаний о структуре псалмов, стоит отметить еще одну характерную особенность. Одни книги Псалтири предпочитают называть Бога именем Яхве, а другие чаще называют Его именем Элохим. Таблица 16 на следующей стран и це демонстрирует распределение этой характеристики по различным сборникам Псалмов.21
Псалмы 41-82 носят название «Элогистская Псалтирь», потому что они предпочитают называть Бога именем Элохим, а не Яхве. Книга 1 использует «Яхве» 278 раз, и 49 раз «Элохим». Однако Псалмы 41-82 (книга 2 и часть книги 3, псалмы Асафа) используют «Яхве» только 45 раз, хотя «Элохим» используется 243 раза. Остальная часть псалмов по неизвестным при-