Перекрестная структура Таннера

 

 

 

 

 

 

 

  Бoг управляет языческими царствами       Видения Даниила Иврит  
       
Иврит Арамейский            
10-12
  А В С С1 В1 Вид. 1 А1 Вид. 2 Вид. 3 Вид. 4
Ист контекст четырех-частный образ Отказ от поклоне­ния образу Смирение Навуходо­носора Смирение Валтаса­ра Отказ от прекра­щения молитвы Четыре зверя Овен и козел 70 недель После­дние видения
3 лицо 3 лицо 3 лицо 3 лицо 3 лицо 3 лицо 3 лицо/ 1 лицо 1 лицо 1 лицо 3 лицо/ 1 лицо

Такая таблица отвечает большинству структурных указателей, встре­чающихся в тексте.

(1) Она отражает языковое деление книги.

(2) Она отражает перекрестную природу главы 7, которая служит свое­образным стержнем для обоих основных разделов книги».711

(3) Глава 7 играет роль «стержня», в том, что она возобновляет «после­довательность древних языческих царств», хотя дает «больше подробнос­тей о «последних днях», когда явится антихрист».71

(4) Глава 7:25-27 имеет двоякий мотив - «превознесение» Даниила/Бога и «сопротивление и поражение будущего правителя».72 Каждая из первых шести глав завершается воздаянием почестей и превознесением (ср. 1:18-21; 2:46-49; 3:28-30; 4:36-37; 5:29-30; 6:25-28), в то время, как последующие главы (8-12) завершаются сопротивлением и поражением.

(5) Хотя эти видения записаны от первого лица (7:2), они заключены в рамки введений, написанных от третьего лица: «В первый год правления Валтасара, царя вавилонского, было Даниилу видение во сне, когда он спал на ложе своем. Он записал свой сон... «Привиделось мне во сне, в ночном видении, что четыре ветра небесных бушуют на великом море» (7:1-2, кур­сив добавлен, ср. с 10:2). Такое смешение третьего и первого лица указыва­ет на то, что перед нами отчет - обзор видения, который служит для связи с главой 7, которая предшествует так же, как и указывает на последующий материал. Глава 10:1-3 продолжает процесс, начатый в главе 7:1-2, соеди­няя их между собой.

(6) Все это связано с помощью слов «сон» или «сны» (1:17; 2:1,2,3,4,5,6,7,9,26,28,36,45; 4:5,6,7,8,9,18,19; 5:12; 7:1), «видение» или «ви­дения» (2:19; 4:5,13; 7:1,2,7,13,15; 8:1,2,13,15,16,17,26,27; 9:21,23,24; 10:1,7,8,14,16; 11:14) и вводными датами (2:1; 7:1; 8:1; 9:1; Ш).73

Таким образом, «пророк VI века составил книгу, написав единое худо­жественное повествование об исторических событиях, дав им богословс­кую оценку с помощью искусно представленных ироничных видений».74

ЖАНР

Исторический и апокалиптический жанры, древнееврейский и арамей­ский языки, повествования от третьего и первого лица - вот темы, которые поднимаются при обсуждении жанра книги.

(1) Выбор жанра тем или иным ученым зависит от его взгляда на досто­верность событий, описанных в книге. В этом смысле ученые делятся на тех, кто верит в достоверность сверхъестественных событий и тех, кто вы­ступает против нее. Ученые-критики толкуют первые шесть глав в неисто­рических терминах и причисляют главы 7-12 к так называемым «апока­липтическим видениям», или к подобному типу литературы. В противоположность им, евангельские ученые пользуются исторической термино­логией, изучая главы 1-6 и называют главы 7-12 «апокалиптическим про­рочеством».

(2) Деление книги по использованию языка (древнееврейского или ара­мейского) отражает стремление автора применить иврит в тех разделах, которые «обращены к народу Израиля» и арамейский язык - в тех разде­лах, «обращенных к языческим народам в их связи с израильским плене­нием».

(3) Речь, обращенная к читателю от первого лица в главах 7-12 придает разделу более личный и эмоциональный характер (ср. напр., фразу: «Да­ниил, муж драгоценный» - 10:11, букв.), чем беспристрастное повествова­ние от третьего лица в главах 1-6.

Таким образом, книга являет собой «единство противоположностей» -характеристика, помогающая автору применить материал одного жанра в рамках другого. Об этой плавности всегда следует помнить при любой дис­куссии о жанрах книги.

Повествование о жизни при дворе

Ученые-критики датируют книгу максимально поздним временем и называют первые шесть глав «сказкой, легендой, придворными сплетня­ми, аретологическими повествованиями, мидрашем»,76 «анекдотом из жизни диаспоры»,77 «комедией»,78 или подобным образом, подразумевая, что эта часть книги «не достаточно исторически достоверна».79 Евангельс­кие ученые называют эти главы «повествованием о придворной жизни», указывая на историческую достоверность описанных событий из жизни Даниила, Анании, Масаила и Азарии. Таким образом, обе группы ученых могут сравнить книгу Даниила с библейскими историями об Иосифе и Эсфири,81 а также с второканоническими текстами Ахикара, Товита и 3 книги Ездры З.82 Поскольку «между повествованием о реальных событиях и выдуманной историей (в смысле жанра) разница невелика», то как уче­ные-критики, так и евангельские ученые в состоянии «пользоваться одни­ми и теми же методами для толкования этих текстов, рассуждая о сюжете, героях, диалогах и драматическом напряжении»,83 но читатели не долж­ны забывать об огромном философском разрыве между этими учеными.

Апокалиптическое пророчество

Апокалиптическое пророчество, очевидно, включает два жанра: апока­липтический и пророческий. Вспомогательная литература переполнена определениями апокалиптики, что указывает па отсутствие какого-либо единодушия к понимании этого жанра.84 Среди ученых отсутствует согла­сие даже относительно неотъемлемых характеристик апокалиптического жанра. Тем не менее, приведем одно из самых знаменитых определений, к соответствии с которым, апокалиптическое произведение - это «повество­вание, в котором сверхъестествен ное существо открывает человеку транс­цендентную реальность (тайны потустороннего м ира), для которой харак­терна как временная составляющая, ибо эта реальность предусматривает эсхатологическое спасение, так и пространственная составляющая, ибо эта реальность вовлекает другой сверхъестественный мир».85 Апокалиптичес­кое пророчество несколько отличается от классического еврейского про­рочества.