Святость истины

Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, нена­вистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, йоги, спешно бегу­щие ко злу, лжесвидетель, дышащий ложью, и тот, кто сеет раздоры между братьями». Из перечисленных случаев, три подразумевают злоупотреб­ление словами. Слова, которые мы произносим, важны для Господа!

Еврейское (ракил) означающее в переводе «клеветник», встреча­ется в Ветхом Завете шесть раз. Бог выказывает недовольство действиями клеветника во всех частях Ветхого Завета - и в Законе, и в Пророках и в Писаниях. В Законе, в книге Левит 19:16 читаем: «Не распространяй кле­веты в народе своем». В Пророках, в контексте суда, в книге Иезекииля 22:9 читаем: «Клеветники находятся в тебе [Иерусалим], чтобы проливать кровь» (ср. Иер. 6:28; 9:4). В Писаниях, в книге Притчей 11:13 читаем: «Сплетник раскрывает чужие секреты, а верный человек и словом не об­молвится». Здесь же, в книге Притчей 20:19 добавляется: «Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном».

Клевещущий язык способен даже убить. Эту силу следует сначала обуз­дать, а потом и вовсе удалить. Язык также обладает способностью давать жизнь. «Жизнь и смерть во власти языка, и кто с ним дружен, плоды еговкусит» (Прит. 18:21). Болтовня может ранить как меч, а слова мудрецов исцеляют» (12:18). « Беспокойство изнуряет человека, а доброе слово весе­лит» (12:25). «Умиротворяющая речь - древо жизни, а речь обманчивая сокрушает дух» (15:4; ср. 10:11).«Радостно, если можешь ответить, и как хорошо уместное слово» (15:23). «Ласковая речь - что медовые соты: душе услаждение, телу исцеление» (16:24). «Золотые яблоки на серебряном узоре - таково слово, сказанное ко времени» (25:11; ср. 10:20, 32; 25:12).

Руководство к служению

Ветхий Завет, как руководс i во к служению/миссионерской деятельно­сти, являет нам Бога, заинтересованного в распространении Благой Вести. При заключении завета, Бог явил свою заботу о погибающем человечестве. Призывая Аврама, Он обещает, что«все племена земные благословятся» через патриарха и его семью (Быт. 12:3b). Обращаясь к Израилю у горы Синай, Бог призывает свой народ быть «царством священников, народом святым» (Исх. 19:6). Предполагалось, что как «царство священников» Из­раиль станет являть присутствие Божье окружающим народам. Вот поче­му Израиль назван начатком его урожая (Иер. 2:3). Пачаток, подразумева­ет, что настанет время и поздней жатвы. Этим урожаем должны были стать другие народы! В книге Исайи 55:3-7 пророк размышляет о миссионерс­кой направленности завета, заключенного с Давидом (2 Царств 7).

«Внимайте, придите ко Мне,

слушайте - и будете жить.

Вечный договор заключу Я с вами,

ради верной любви Моей к Давиду;

свидетелем для народовЯ егосделал,

вождем и повелителем народов.

Ты призовешьк себе племя, о котором и не знал,

племя, не знавшее тебя, к тебе прибежит,

ради Господа Бога твоего,

Святого Бога Израиля,

который тебя прославил.

Взывайте к Господу, пока Он рядом,

зовите Его, пока Он близко!»

Иеремия 31:31-34 - самый известный отрывок о новом соглашении; это - также самый длинный отрывок ВетхогоЗавета, цитируемыйв Новом. Причины понять не сложно! Бог, цель которого - проповедь Евангелия, теперь воплотился на земле для того, чтобы исполнить обещапия, данные Лврааму, Израилю, Давиду, Иеремии и всем народам и племенам земным!

Псалмы изобилуют ссылками па спасение народов. Просмотрите этот неполный список:

«Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе,

да поет имени Твоему» (65:4).

«Да веселятся и радуются племена,

ибо Ты судишь народы праведно

и управляешь на земле племенами.

Да восхвалят Тебя народы, Боже,

да восхвалят Тебя народы все» (66:5-6).

«Нет между богами, как Ты, Господи,

и нет дел, как Твои.

Все народы, Тобою сотворенные,

приидут и поклонятся пред Тобою, Господи,

и прославят имя Твое,

ибо Ты велик и творишь чудеса, -

Ты, Боже, един Ты» (85:8-10).

«Хвалите Господа, все народы,

прославляйте Его, все племена;

ибо велика милость Его к нам,

и истина Господня вовек. Аллилуйя» (116:1-2).

К сожалению, Израиль не разделял Божье стремление к спасению на­родов. Наилучшая иллюстрация этому - лицемерие пророка Ионы. Вспом-ните эту историю. Господь посылает пророка в Ниневию, чтобы предупре­дить жителей города о грядущем суде Божьем за их греховность (1:2), По Иона убегает, не желая совершать этот труд. Он покупает билет па корабль, следующий в противоположном направлении. Но Господь посылает шторм и огромную рыбу, чтобы вернуть пророка обратно. Наконец, Иона произ­носит проповедь. Жители Ниневии каются. Бог смягчается и предотвра­щает катастрофу. Но Иона «сильно огорчается» (4:1).

Почему же пророк Божий бежит от Божьего призыва? Почему он огор­чается, после того, как проповедь услышана и принята? Иона отвечает на эти вопросы в 4:2: «Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и мно­гомилостивый и сожалеешь о бедствии». Другими словами, Иона знал, что если жители Ниневии раскаются в грехах, Бог смягчится и не станет раз­рушать грешный город, Но Иона не желая никаким образом участвовать в «спасении» этих язычников, (ненавистных) Ассирийцев. По крайней мере, он был честен с собой!

Но ответ Ионы также явил его лицемерие. Его ответ повторяет слова книги Исход 34:6. Контекст здесь играет большую роль. Господь только что смягчился и не стал разрушать свой собственный народ за следование языческим путям - идолопоклонству (грех поклонения золотому тельцу) и сексуальной нечистоте. И это при том, что Божий народ знал, что такое грех и почему нужно бояться гнева Божьего. Если Господь всего один раз (хотя это не так) проявил милость и сострадание к соотечественникам Ионы, тем, которые познали Господа, то полнейшее лицемерие теперь тре­бовать уничтожения язычников, которые не могут «отличить правой руки от левой» (4:11).

Если пророк Божий сбежал от призыва Божьего, то не удивительно, что целый народ не смог исполнить своих священнических функций. Исайя предъявляет Израилю следующее обвинение:

«Как беременная перед тем, как родить,

страдает, кричит от боли –

так и мы пред Тобою, Господь.

Мы были беременны, мы страдали,

но родили только ветер.

Мы не принесли спасение земле;

мы не родили людей этого мира» (26:17-18, ст. 17 англ.).

Господь был всегда настроен миссионерски. Но Израиль не разделял этого стремления. Почему? Причин этому много. Любовь к этому миру -одна из них. Израиль сросся с миром, ища мирской помощи и защиты, по­клоняясь богам, сотворенным руками человеческими. Послушайте Исайю 2:6b-8:

«Много у них людей с Востока:

гадателей - как у филистимлян,

чужаков - не счесть. Земля этого народа полна серебра и золота,

бесчисленны сокровища его!

Земля его полна лошадей,

бесчисленны боевые колесницы!

Идолов полна его земля:

эти люди поклоняются собственным изделиям,

тому, что сделали своими руками».

Что касается вопросов служения, миссионерской деятельности и бла-говествования, то церковь должна, конечно, следовать воле Божьей. Ни в коем случае нельзя ей разбавлять свою деятельность безразличием, лице­мерием и любовью к миру!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ветхий Завет - это руководство к спасению через Мессию, руковод­ство к достижению зрелости и руководство к служению и миссионерской работе. Так было и будет, потому что Бог «хочет, чтобы все люди были спа­сены и пришли к познанию истины. Ведь Бог один, и один посредник меж­ду Богом и человечеством - сам Человек, Христос Иксуе, отдавший Себя как выкуп за всех, - знак того, что время пришло!» (1 Тим. 2:4-6).

Павел учит нас «пользе» Святого Писания. Эта вечная польза происхо­дит из самой природы Библии: «Всякое Писание боговдохновенно». Как пишет И. Янг: «Павел уверяет Тимофея в том, что Библия - результат дей­ствия божественного дыхания, и именно это божественное дыхание состав­ляет сердце и суть библейской доктрины богодухновенности».

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ

18 декабря 1968 года президент Библейского Литературного Общества Джеймс Миленбург прочитал доклад, который буквально совершил «ре­волюцию» в деле изучения Библии.40 Леланд Райкин так охарактеризовал этот новый, революционный подход:

«Вот несколько принципов, которые легли в основу нового метода изучения Библии: внимание к литературным жанрам Библии; стрем­ление вновь смотреть на библейские тексты, как на целостные и еди­ные материалы, в противоположность попыткам увидеть в них на­бор отдельных фрагментов; внимание к тексту Библии, в его совре­менном виде, а не копания в редакционном процессе, стоящим за текстом; предпочтение литературной терминологии традиционной богословской при обсуждении библейских рассказов и стихов; от­ношение к Библии как к искусно составленному литературному про­изведению; восприимчивость к эмпирической, надинтеллектуальнои (больше, чем просто мыслительной) стороне Библии».41

В этой главе мы покажем литературную ценность ветхозаветных повествований.

Красота Святого Писания не должна смущать нас. В конце концов, Писание - дело рук Божьих! Рассмотрим несколько примеров, под­тверждающих нашу точку зрения. Для детального теоретического обзора, советуем обратиться к списку литературы в конце книги.

Итак, чтобы прочитать и понять историю или рассказ, нужно, как ми­нимум обратить внимание на исторический фон, главных героев повество­вания и сюжет.43

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН