Личность как субъект общественных отношений.

 

научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид- отдельно взятый человек.

Индивидуальность- особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

  1. Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.
  2. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид), в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:

Таким образом, в теории“зеркального Я”личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

  1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс), по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  2. Антропологическая школа (М. Лундман), не разделяющая понятия “человек” и “личность”.
  3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.
  4. Социологический подход, которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определитьличность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека.

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровеньличности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец,социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  2. специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);
  3. нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включаюти другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее социальные статус и роль.

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

 

Личность изучается различными науками:

n Философию интересует личность как субъект познания и творчества.

n Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств.

n Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

n Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие «человек» служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек – это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

n Понятие «индивид» характеризует отдельного человека.

n Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

n Индивидуальность – это то, что отличает одного человека от другого и как биологического, и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Социологию интересует не сама по себе неповторимость, а ее влияние, место в общественных процессах.

n Понятие «личность» служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений.

Личность можно определить как устойчивый комплекс чувств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена (Е.А. Якуба).

.

Изучение личности требует выявления многообразных социальных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями и т.д.)

n Прежде всего, необходимо выяснить местоположение личности в системе социальных общностей.

n Положение раскрывается через понятие статуса, т.е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе, и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет.

Статус и роль

Статус и роль тесно связаны.

n Социальные роли – это те функции личности, которые обусловлены социальным статусом.

n Статус обозначает место индивида в социальной системе, роль – это совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий данное место.

n Содержание социальной роли

n диктуется обществом, его требованиями, включающими предписания, оценки, ожидания, санкции. Уровень выполнения этих требований зависит от того, как они преломляются в сознании личности и реализуются в ее деятельности.

n От специалиста, выпускника высшей школы, общество, например, ожидает компетентного решения задач профессиональной деятельности, высокого уровня нравственной и политической культуры. От отца – заботы о содержании и воспитании детей, от друга – понимания, сопереживания, готовности оказать помощь поддержку.

n Предписанные и приобретенные статусы

n Предписанные статусы определяются обстоятельствами (например, статус горожанина), происхождением, местом рождения.

n Приобретенные статусы определяются усилиями самого человека (например, статус специалиста).

n Социально-демографические статусы

n Половые статусы. Мужчина / женщина.

n Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик.

n Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы.

n Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека.

n Брачно-семейно-родственные статусы.

 

n Социальные статусы

n Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).

n Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.

n Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).

n Социальные статусы

n Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.

n Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в деревне, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства.

n Эпизодические и основные статусы

n Под эпизодическими статусами мы будем понимать только те, которые существуют очень короткое время (пешеход, пассажир), они также называются неосновными.

n Все общественные (социальные) статусы относятся к основным.

n Статусный портрет человека

n Вопрос 2. Социализация личности

n Социализация - процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

n Социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранность общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

n Социализация

n объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы иллюстрирует на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в максимально сжатое время проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции.

Классификации социализации

n Различают социализацию первичную (детство, подростковый возраст, юность) и вторичную (зрелый возраст).

Выделяют также следующие типы социализации:

n Дотрудовая социализация (охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности)

n Трудовая (охватывающая период жизни человека в трудовой деятельности)

n Послетрудовая (период, начинающийся с окончанием активной трудовой деятельности человека)

n Основные фазы социализации

n Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла.

n Детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду.

n Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период.

n Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

n Основные фазы социализации

n Обретение самостоятельности

n вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным),

n затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека)

n и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя)

n означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

n Динамика статусного портрета человека

n Траектории жизни

n Вопрос 3. Социальная типология личности

n Модальный тип личности: реальный тип личности, преобладающий на том или ином этапе развития общества. Модальный тип личности не конструируется исследователями умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований.

n Базисный тип личности: система социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества.

n Идеальный тип личности: те черты, качества личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях неосуществимы.

n Вопрос 4. Социальная активность личности

n Социальная активность личности – это системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

n Критерии социальной активности:

n Направленность на определенные интересы, потребности, ценности (эгоцентрическая, альтероцентрическая, социоцентрическая).

n Характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей (рациональный, чувственно-эмоциональный, волевой).

n Характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей (формы, масштабы и результаты).