n Ценности социальные -
n в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности;
n в более узком смысле - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм.
n Социальные ценности
n Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло, справедливость, патриотизм, любовь, дружба, блага, достоинство, честь, эстетическое, гармоничное, прекрасное, возвышенное и т.д.
n Социальные ценности
n Для того, чтобы ориентироваться в современном мире, индивид должен научится ценностному самоопределению. Ему необходимо обрести способности отыскивать среди огромного множества не совпадающих друг с другом ценностных представлений реальности, те, которые созвучны его индивидуальности, или создать свои собственные.
n Ценностные ориентации
n - социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности». В общем смысле – это индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. (Е. М. Бабосов)
n Классификация ценностей:
n существующие (наличные): интересная работа, семья, уважение людей, богатство и т.д.
n ценности целевые: идеалы, цели, ценности желания. Идеалы формулируют исходные положения о целях, средствах, позволяют дать идеальную прогностическую модель поведения.
n ценности должного: социальные нормы, роль, установки. В то же время они могут быть самостоятельной ценностью (Е.А. Якуба)
n Вопрос 4: Сущностная характеристика категории «социальная норма».
n Нормы социальные -образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Нормы социальные обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия.
n Социальные нормы подобно другим ценностям выполняют функции оценки и ориентации личности, общности.
n Социальные нормы
n Кроме этого нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.
n Социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
n Социальные нормы
n Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм.
n Норма как идеал. Этот вид норм применим ко всем областям человеческой жизнедеятельности. Например, в социальной жизни - преуспевающий человек
n Норма как образец поведения - правило или эталон, традиция. Например, уважение к старшим людям.
n Норма профессиональная. Технические стандарты или свод правил. Например, свод правил для медиков, объединенный «Клятвой Гиппократа».
n Норма статистическая как выражение неких свойств, присущих большинству людей, событий.
n Социальные нормы
n Задание: ознакомиться с классификацией норм в учебнике «Социология» Е.А. Якубы, отксерить и вклеить в конспекты схему «Классификация социальных норм», расположенную на стр.43.
n Девиантное поведение
n Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения.
n Девиантное поведение
n Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально, «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.
n Девиантное поведение
n Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона.
n Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами достижения этих целей.
n В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.
n Типы поведения (Р. Мертон)
n Конформность предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.
n Инновация предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.
n Ритуализм предполагает отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения.
n Ретритизм предполагает отрицание и цели, и средств.
n Мятеж предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.