Психологическое направление в социологии конца ХІХ – начала ХХ в.

(ПРО ТАРДА ЛЕБОНА ПРО МАССЫ и ТОЛПЫ) Если трудно внушать новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов. Уже почти полтора века, говорит Лебон, прошло с тех пор, как бросили в мир идею равенства людей и рас. Некоторые из неравенств, разделяющих индивидов и расы, были слишком очевидны. Эти неравенства являются только следствием различий их воспитания, например то, что все люди рождаются равно умными и добрыми и что одни лишь учреждения могут их развратить. Средство против этого было очень простое - перестроить все учреждения и дать всем людям одинаковое воспитание. Новейшие успехи науки выявили все бесплодие эгалитарных теорий и доказали то, что умственная бездна, созданная прошлым, между людьми и расами, может быть заполнена только наследственными накоплениями. Воспитание и учреждения, приспособленные к известным лицам и к известным народам, могут быть оказаться вредны для других.

Никто не имеет нравственного права игнорировать то, насколько наши учреждения и воспитание приемлемы для низших народов. Идея равенства продолжает развиваться. Во имя этого равенства , говорит Лебон, социализм, долженствующий в ближайшее будущее поработить большинство народов Запада, обязан обеспечить их счастье. Для оценки социальной важности какой-либо идеи нет более вредного мерила, чем та власть, которой она пользуется для контроля над умами. Итак, посредством просвещения и создания учреждений, необходимо приступить к осуществлению современной мечты о равенстве.

Г. Тард исследует образование и духовный строй исторически сложившихся, искусственных рас, образованных в исторические времена случайностями, завоеваниями, иммиграцией. Он старается доказать то, что следствием этого духовного строя является история. Он устанавливает степень прочности и изменчивости характеров рас и пытается изучить то, идут ли индивиды и народы к равенству, или стремятся, как можно дальше отдалиться друг от друга. Он определяет преодоление силы, при действии которой, цивилизации начинают угасать, и, наконец, умирают.