Эмпирическая американская социология.

Американская эмпирическая социология

Начало XX века в истории социального познания, опиравшегося на позитивизм, ознаменовалось новым направлением, быстро получившим широкое распространение и сохранившимся до сих пор. Это — эмпирическая социология. Первые эмпирико-социологические исследования были проведены в США. Северная Америка, будучи вначале колонией Соединённого Королевства, а затем формируясь как самостоятельное государство, рекрутировала население со всего мира. Его основу составляли пришельцы из Старого Света, которые чаще всего обладали энергичным, даже авантюрным характером. Обычно им было присуще индивидуалистическое частнособственническое мировидение.

И вот эта разномастная масса превратилась в граждан единого североамериканского государства. Неудивительно, что американское общество очень нуждалось в исследовании образа мигранта. При этом исследование типичных представителей населения Нового Света в силу их индивидуалистического миропонимания, должно было ориентироваться не на изучение социального поведения больших социальных групп, а на выяснение сознания и социальных действий индивидов.

Эти две задачи успешно соединил в своём исследовании ^ Флориан Знанецкий (1882—1958 гг.). В 1918 году выходит первый том его многотомного труда «Польский крестьянин в Европе и Америке». Исследование было необычным, весьма оригинальным. В основе его лежали письма реальных людей, сгруппированные по субъектам. Отдельный том составляли письма, скажем, женихов, уехавших за океан, оставшимся на родине невестам и ответы невест из Старого Света. Отдельные тома составляла переписка родителей и детей, причем они группировались на самые разные категории отправителей и адресатов. Всё это действительно позволяло создать обобщённый типаж личностей, которые оказались включены в массовый миграционный процесс.

Став знаменитым социологом после выхода своего многотомного труда о мигрантах, Ф. Знанецкий приступает к разработке теории социального действия. Это была теория так называемого среднего уровня. Дело в том, что в социологии, начиная с первой трети ХХ века, принято выделять три уровня исследований. Во-первых, предпринимались попытки создать общесоциологическую, фактически социально-философскую теорию, которая могла бы выполнять функцию методологической базы для эмпирической социологии. Однако в силу характера американской эмпирической социологии и поставленных перед нею буржуазным обществом задач попытки создания общесоциологических теорий, соответствовавших «социальному заказу», как правило, были обречены на провал.

В такой ситуации в центре внимания теоретиков общества оказались так называемые теории среднего уровня. Это — теории отдельных подсистем, которые в процессе исследований постоянно дробились. Такими теориями среднего уровня выступали социология крестьянства, социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология молодежи и т.д. Набор подобных теорий постоянно рос, а тематика исследований продолжала все больше и больше дробиться. Объектами исследований всё чаще выступали социально периферийные группы, влияние которых на общественные процессы в силу их реального положения в социальной системе сокращалось. С характеристикой основных социологических теорий среднего уровня можно ознакомиться в книге: Говард Беккер и Алвин Босков. Современная социологическая теория в её преемственности и изменении. Пер. с англ. М: Издательство иностранной литературы. 1961).

Наконец, третьим, «нижним» уровнем социологии выступало само эмпирическое исследование. Карикатуристы часто изображали представителей этого уровня обществоведения в виде… разбойников с большой дороги, у которых вместо дубины в руках была анкета.

Что касается Званецкого, то он перешёл от эмпирической социологии к созданию теории среднего уровня, в которой описывает социальное действие, опираясь именно на буржуазный индивидуализм как реальность Америки XX века. В теории социального действия общество представляет собой сумму фрагментов социальных действий отдельных индивидов. Фактически автор описал на уровне частносоциологической концепции то, что он реализовал сперва в своём многотомнике на эмпирическом уровне.

После труда Ф. Знанецкого о польских мигрантах второй работой, укрепившей позиции эмпирической социологии, стало исследование супругов Линд, которое называлось «Midltaun». Это название надо было бы перевести как «Средний малый город», но россиянам это понятие мало о чём говорит. Дело в том, что в нашей стране статус малого города в соответствии с юридическими нормами присваивается населенному пункту, в котором проживает не менее 12,5 тысяч человек. Таун в Америке — это населённый пункт, всё население которого может состоять из 1,5—5 тысяч человек. Линд провели в таком городке практически поголовное интервьюирование населения, и на этом материале описали не столько жизнь тауна, сколько представление его жителей о своей жизни.

Затем появилось еще одно сенсационное эмпирическое исследование — социолога Н. Андерсена под названием «Бродяга». В конце 20-х годов прошлого века в связи с «великой депрессией» бродяжничество в Северной Америке приобрело колоссальный масштаб: страна была охвачена небывалой безработицей. Бродяги группировались в шайки и банды. Естественно, что ни интервью взять, ни письма получить у этой категории людей было невозможно. Молодой аспирант внедрился в банду, чтобы жить её жизнью, но при этом собирать исследовательский материал. В результате появилось сенсационное монографическое исследование отношений внутри сообщества бродяг. Это, по сути, было первое исследование девиантного (отклоняющегося) поведения.

Социологические исследования эмпирического характера стали модой в социальном познании первой половины двадцатого века.