Место и роль У.Томаса и Ф.Знанецкого в развитии американской социологии.

Флориан Знанецкий и Уильям Томас. Совместное исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» проведенно и опубликовано американским социологом У.Томасом и польским социальным философом Ф.Знанецким. Оно было начато в 1908г., продолжалось 10 лет, первый том вышел в 1918 г., а последний пятый в 1920 г.

Объектом исследования Томаса и Знанецкого стал определенный класс населения и его связи с обществом. По мнению ученых, изучаемые ими крестьяне находились в промежуточном состоянии, т.к. сохранили еще достаточный потенциал для того, чтобы существовать в традиционных рамках, но в то же время многих из них затронули преобразования на всех уровнях жизнедеятельности. Работа “Польский крестьянин …” состоит из теоретической части («Методологические заметки») и первичных эмпирических материалов, разбитых на группы и сопровожденных комментариями.

Томас и Знанецкий считали, что социальная теория может быть адекватной только при условии, если она включает объективные культурные элементы социальной жизни или социальные ценности и субъективные взгляды членов социальной группы или отношения. Задача исследования заключалась в выявлении механизма воздействия группы и общества на поведение индивида и процесса адаптации индивида к окружающей социальной среде. На основе собранных материалов авторы смоделировали механизмы адаптации индивидов и соответсвующую им типологию социальных характеров: мещанский, богемный и творческий.

Авторы считали, что основным методом сбора данных должен быть так называемый метод личных документов. Он включал сбор информации из газет, личных писем, протоколов из залов суда, проповедей, брошюр, издаваемых религиозными организациями и политическими партиями и любые другие материалы, отражающие ментальную, социальную и экономическую жизнь изучаемого класса. Всего было использовано восемь тысяч документов.

Письма без сокращений вошли в издание “Польского крестьянина ...” и были разбиты на семейные серии: церемониальные, информационные, чувственные, литературные, деловые и т.д. Каждая из пятидесяти серий имела теоретическое предисловие и дословный перевод каждого письма на английский, а основные теоретические положения включены в двухсотстраничное введение, описывающее сообщество польских крестьян. Использование личной переписки между эмигрантами в США и их семьями в Польше было направлено на исследование системы организации первичной крестьянской группы и ее частичной эволюции под вдиянием индустриализации и миграции.

Томас и Знанецким первыми использовали жизнеописание в качестве первичных данных. В издание вошла автобиография Владека Висневски, которая составила 312 страниц и изобиловала сносками. Авторы сопроводили ее небольшим обобщенным комментарием, в котором дали характеристику личности В.Висневски и отметили основные изменения в его поведении под влиянием социальных условий. На примере этой биографии авторы проиллюстрировали тенденцию к дезорганизации индивида под влиянием быстрого перехода от одной социальной системы к другой.

60.Социологическая концепция Р Парка

Роберт Эзра Парк считается идейным создателем Чикагской школы. Широко известна его работы «Иммигрантская пресса и ее контроль» (1922), «Город» (1925), в которой проанализированы различные аспекты влияния социального окружения на человеческую жизнь, рассмотрены также биологические и экономические факторы человеческой жизнедеятельности.

Среди важных социологических понятий, впервые введенных Парком, следует особо отметить понятие социальной дистанции, как показатель степени близости или отчужденности индивидов или социальных групп, а также концепцию маргинальной личности, характеризующую индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп либо же на их периферии.

Большое внимание уделяется разработке и использованию различных методов эмпирического исследования. Исследуются установки и ценностные ориентации (аттитюды) различных социальных групп. Для этого применяется метод опроса - как устного (интервью), так и письменного (анкетирование), причем сам метод детально прорабатывается. Впервые ставятся проблемы его достоинств и недостатков.

Одними из главных достижений Чикагской школы стали работы в области социальной экологии (тесно связанные с изучением города). Социальную экологию Чикагской школы иногда называют теорией социального изменения, основы которой были сформулированы Парком. В ней речь идет о том, что общество необходимо рассматривать как организм, подверженный эволюции. Последняя есть движение от одного порядка к другому, более высокому. Этих порядков Парк называет четыре: экологический (пространственно-территориальный), экономический, политический, социально-культурный.

Условием выживания и развития общества является поддержание в первую очередь экологического, или территориального, порядка. Он есть следствие пространственного, физического взаимодействия индивидов. На его основе возникает экономический порядок, являющийся результатом производства, торговли и обмена. На базе достигнутого экономического порядка появляется политический порядок, который может быть реализован с помощью политических средств, контроля и регуляции поведения. Наконец, наиболее неформальным видом порядка в обществе становится социально-культурный порядок, который чаще всего испытывает на себе влияние традиций.

В основе каждого вида порядка, утверждает Парк, находится свой особый вид социального взаимодействия, позволяющий людям переходить от конфликта к согласию.

Работы «самого яркого представителя» и «признанного лидера» Чикагской социологической школы {1, 498} Р. Э. Парка (1864-1944) принято относить к эмпирическому направлению в социологии, однако сам он, как пишет Л. Козер, видел свой вклад в социальную науку в разработке системы понятий, помогающих классифицировать и анализировать полученные данные {5, 357}. Ученый заявлял: «Проблема, которой я интересовался, была всегда скорее теоретическая, чем практическая» {6, 133}. По мысли Э. Хьюза, «Парк не хотел формировать систему, однако он был изначально системным социологом» {5, 357}.

Парк обладал синтетическим мышлением, способностью использовать множество различных и даже противоположных идей. Учителем Парка в Мичиганском университете был Дж. Дьюи. В Гарварде, где Парк работал журналистом, на него огромное влияние оказала философия Дж. Ройса, У. Джемса, Дж. Сантаяны. Одновременно теория и методология Парка были основаны на европейских традициях. Наиболее глубокое влияние оказали на его концепцию идеи Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Учебный семестр в классе Зиммеля (единственный прослушанный им систематический курс по социологии) – наиболее важная веха в творческой биографии Парка {5, 374}. Самые известные идеи американского мыслителя – о социальном конфликте, маргинальной личности, городской среде как естественной лаборатории социолога, социальной дистанции – были стимулированы контактом с Г. Зиммелем. Само заявление Парка о социологии как науке, связанной с абстрагированием от многообразия социальных явлений и созданием системы общих понятий, сделано в духе воззрений упомянутого немецкого ученого {5, 374}. Под влиянием русского социолога-неокантианца Б. Кистяковского, работа которого «Общество и индивид» {2, 103-115} оказала на Парка неизгладимое впечатление, Парк отправляется в Страсбург, а затем – в Гейдельберг изучать неокантианскую философию {5, 375}. Под руководством В. Виндельбанда он пишет диссератцию «Толпа и публика». От Виндельбанда Парк заимствовал идею различия между идиографическим методом истории и номотетическим методом естественных наук, однако он не разделял скептицизма своего учителя относительно возможности открытия закономерного единообразия в социальном мире. Парк вводит понятие «естественной истории», которая пренебрегает индивидуальными различиями, чтобы сконцентрироваться на «естественных стадиях и циклах в эволюции институтов» {5, 375}. На теорию американского ученого повлияли идеи эволюционизма в лице Ч. Дарвина, Э. Геккеля и др., работы французских социальных психологов Г. Лебона, Г. Тарда и многие другие источники.

Парк представил «естественную историю» общества в виде четырех стадий, формирующих определенный социальный порядок: экологический (территориальный), экономический, политический и культурный. Каждая стадия конкретизируется посредством множества понятий. В ряде статей Парк показывает сложный путь формирования в обществе корпоративного действия через механизм социального контроля, ограничивающего свободу индивида {4, 398-399; 3, 145-146}. Четырехуровневая модель социального порядка Парка сопоставима с теорией Маркса (учение о базисе и надстройке) и с концепцией Т. Парсонса (анализ подсистем общества) {1, 508}. Оригинальность Парка и его учеников состоит в сосредоточенности на изучении «социальных структур и процессов под экологическим углом зрения» {1, 508}.

В исследованиях городских проблем Парк продолжает использовать свой экологический подход, изучая городское сообщество в плане «пространственной конфигурации» и в качестве «морального порядка». В данной сфере исследования он ориентируется на многообразие методов и следование абсолютной беспристрастности. Парк усвоил у своих европейских учителей стремление к объективности социального знания. Его теория и реформаторская деятельность были лишены морализаторства. Парк считал, что социология не вправе навязывать образ «должного» и создавать средства для формирования «идеального» общества. Миссией честного социального ученого является добывание конкретного знания для осмысления и понимания социальных проблем. Нельзя, как говорил американский ученый, «проклинать одних и молиться за других». Однако в своей ориентации на конкретные факты Парк отнюдь не тяготел полностью к позитивистской исследовательской модели. Он стремился после тщательного описания социального явления к пониманию его природы и динамики. Парк большое внимание уделял «понимающим» методам («сочувственному отождествлению»), что предполагает «вживание» в индивидуальные особенности изучаемого объекта, а не просто констатацию его характеристик.

В лице Р. Парка мировая социология получила человека разнообразных интересов и ориентаций, соединившего глубину европейской традиции с практической направленностью на изучение животрепещущих проблем своей страны: расовых и этнических конфликтов, проблем адаптации мигрантов, социального контроля в городской среде, преступности, феномена маргинальности и др. Начав академическую карьеру в пятьдесят лет, он сыскал огромную популярность в среде коллег и учеников. Парк создал «Общество социальных исследований» (1920) для налаживания связей между факультетом и студентами. Ученый приветствовал междисциплинарные связи и тесный контакт с общественностью (журналистами, чиновниками, людьми из «реального мира»). Он стимулировал множество областей социального исследования, а любого ученика умел поднять на недосягаемую, как казалось самому студенту, высоту.