Учение французского материализма о познании

На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания от опыта, от ощущений, преобразующихся на более высо­кой ступени развития в формы мышления и умозаклю­чения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достиже­ние способности совершенствовать и увеличивать могу­щество человека. Взгляд этот французские материали­сты усвоили у Фр. Бэкона. Дидро развил этот взгляд, учитывая роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания. Условие возникновения всякого знания — возбуждение души, ощущение извне. Работа памяти, сохраняющей добытое знание, сводится к ма­териальным органическим процессам.

Методами познания Дидро и другие французские мате­риалисты признали эксперимент и наблюдение. Борясь против идеализма Лейбница, дуализма Декарта и бого­словия, французские материалисты, начиная с Ламетри, доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается оттого, что он опирается на данные внешних чувств, на опыт и наблюдение. Именно на этой основе знание может достигнуть если не полной достоверности, то по крайней мере высокой степени вероятности.

Обусловленность познания механизмом ощущений и физическими причинами не уменьшает значение языка в развитии интеллекта. В языке Ламетри видит систе­му знаков, изобретенных отдельными лицами и сооб­щенных людям посредством механической тренировки. В процессе понимания чужой речи французский мате­риализм видит рефлекс мозга, возбужденного слова­ми, наподобие того, как скрипичная струна отзывается на удар по клавишу фортепьяно.

С установлением знаков, приуроченных к различ­ным вещам, мозг начинает сравнивать эти знаки меж­ду собой и рассматривать отношения между ними. Мозг делает это с той же необходимостью, с какой, например, глаз видит предметы, когда воздействие их передается по нерву с периферии зрительного аппарата в мозг, Все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков. В свою очередь все происходящее в душе сво­дится к деятельности воображения. Различные типы ум­ственной одаренности суть лишь различные способы применения силы воображения.