Теория познания

В теории познания Ломоносов придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал

чув­ственные восприятия, перерабатываемые затем разу­мом в понятия и идеи. Все изменения в органах чувств он объяснял воздействием на человека окружающих его предметов. Понятия, идеи отвлечены от действительно­сти. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем; например, мы имеем идею о ча­сах, когда их самих или вид оных без них в уме изо­бражаем; также имеем идею о движении, когда видим или на мысль приводим вещь, место свое беспрестанно переменяющую» (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 7. М. — Л„ 1952, стр. 100). Самые идеи в свою очередь мысли­тель делил на «простые» и «сложенные». Первые со­стоят из «одного представления» (например, «ночь»), вторые — «из двух или многих между собой соединен­ных» (например, ночью люди после трудов покоятся). Идеи, отвлеченные от реальной действительности, нель­зя смешивать с мистическими идеями, почерпнутыми из разных кабалистических и им подобных учений.

Ломоносов не отрицал роли воображения в позна­нии действительности, но советовал не увлекаться им, а согласовывать его с действительностью, с опытом. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Вместе с тем он видел ограниченность опытного знания, когда оно не подкреп­ляется рациональным обобщением, теоретическими вы­водами. «Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при по­мощи остальных чувств» (М. В. Ломоносов. Избранные философские произведения,
стр. 93.). Ломоносов придавал боль­шое значение научным гипотезам, видя в них одно из средств познания законов мироздания. Гипотезы, дока­зывал он, «дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым вели­чайшие люди дошли до открытия самых важных истин (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, т. 3. М. — Л.,
1952, стр. 231))

Материалистическая философия Ломоносова, опи­равшаяся на достижения естествознания, хотя в основе своей была еще механистической, тем не менее заклю­чала в себе идею развития и явилась выдающимся до­стижением русской и мировой философской мысли XVIII в., оказала плодотворное влияние на последую­щее развитие философии и естествознания.