Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.

Общественно-политические взгляды русских просве­тителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733—1788), Семена Ефимовича Десницкого (ум. 1789), Ивана Андреевича Третьякова (ум. 1776), Алексея Яковлевича Поленова (1738—1816), Якова Павловича Козельского (ок. 1728 — ок. 1794), Дениса Ивановича Фонвизина (1745—1792), Пафнутия Серге­евича Батурина (ок. 1740—1803), Николая Ивановича Новикова (1744—1818) складывались под влиянием классовой борьбы, в частности под влиянием крестьян­ского восстания, возглавлявшегося Пугачевым. Серьез­ное влияние на просветителей оказали передовые мыс­лители Запада.

В трудах просветителей подвергались острой крити­ке многие стороны тогдашней феодально-крепостниче­ской действительности: произвол и жестокость крепост­ников-помещиков, продажность царских чиновников и судей, невежество и паразитизм духовенства. Однако из этих фактов просветители не делали революционных выводов, ибо, мечтая о социальных преобразованиях в России, они главные надежды возлагали на просвеще­ние, на гуманизм дворянства и «философа на троне». Они апеллировали к разуму господствующих классов, убеждая самодержавие и дворянство проникнуться просветительскими принципами, разработать «хорошее законодательство», установить «разумное правление», соблюдать добродетель, человеколюбие, справедли­вость и т. п. Они мечтали о просвещенном государе, который взялся бы осуществить просветительские идеи. Новиков, Фонвизин, Десницкий склонялись к кон­ституционной монархии. Объективно просветители бы­ли выразителями зарождавшихся антикрепостнических буржуазных тенденций, которые начали складываться в недрах крепостного строя.