Социологические идеи

 

В своих трудах русские просветители ставили вопрос о естественном праве и общественном договоре. Поленов, Фонвизин, Новиков и другие делали из теории естественного права антифеодальные выводы, выступали в защиту крепост­ных, ратовали за просвещение народа, за разумное за­конодательство. Просветители рассматривали вопрос о ступенях развития человечества. Так, Десницкий считал, что человечество прошло четыре стадии. Первая стадия звероловства и сбора готовых продуктов приро­ды, вторая — скотоводческая, третья — земледельческая и четвертая — коммерческая. Он высказывал мысль, что частная собственность существует не вечно — онa отсутствовала на ранних стадиях. Сначала появилась частная собственность на движимое, а затем и на не­движимое имущество. Те, кто сосредоточивал богатство в своих руках, становились затем правителями. Они же захватывали власть сперва в роду или племени, затем; в общине или государстве. Частную собственность про­светители считали священной и неприкосновенной. В этом сказывался буржуазный характер их воззрений. Десницкий, исследуя вопрос о происхождении семьи, отмечал, что единобрачие существовало не вечно, ибо на самых ранних стадиях господствовали групповые брачные отношения, которые сменились многоженством, а многоженство на более поздней стадии — парным браком. Появление «единобрачного супружества» мыслитель объясняет не физиологическими причинами, а возраставшими хозяйственными потребностями и нуждой, «экономической выгодой».

Третьяков объяснял существование в обществе бога­тых и бедных наличием частной собственности и разде­лением труда. Он высказывался за равномерное распре­деление труда и богатства между членами общества.

Выступления просветителей против крепостничест­ва и его религиозно-мистической идеологии свидетель­ствуют о том, что во второй половине XVIII в. в Рос­сии начиналась идейная борьба антикрепостнического направления, выразителями которого были просветители, с феодально-крепостническим направлением.