Украинские просветители. Г.С. Сковорода

 

Самобытным украинским мыслителем в XVIII в. был Григорий Саввич Сковорода(1722—1794). Пос­ле обучения в Киевской духовной академии Сковорода долгое время путешествовал, за­тем работал преподавателем Переяславской духовной семинарии, Харьковского коллегиума.

Сковорода отрицательно относился к крепостниче­ским порядкам, горячо сочувствовал угнетенному на­роду, прославлял труд, осуждал праздность и мораль господствующих классов, призывал к просвещению, нравственному самосовершенствованию, высказывался за совместные действия украинского народа с русским. Сковорода был автором ряда философских работ: «Наркисс», «Дружеский разговор о душевном мире», «Израильский змий» и др. Философские воззрения Ско­вороды отличались дуализмом, иногда с налетом ми­стицизма. Он признавал объективный характер приро­ды и ее законов, наличие бесконечного множества ми-ров во Вселенной, был сторонником гелиоцентрической теории Коперника. Сковорода верил в безграничную возможность познания мира, критиковал средневеко­вую схоластику и некоторые стороны официальной ре­лигии. Вместе с тем он признавал бога в качестве твор­ца мира, отождествляя его иногда с природой, говорил «духовной натуре» как о проявлении божественной сущности. Окружающий мир он делил на «обитательныи мир» — мир человека — и «мир символический» («тайнообразный», или библейский). Проповедь Сковородой просветительских идей, выступление в защиту угнетенного народа имели прогрессивное значение.

Немаловажную роль в распространении просвеще­ния на Украине, в критике крепостничества и морали господствующих классов сыграл Иван Петрович Котляревский (1769—1838).