Учение Канта о знании

Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями: субъектом и предикатом суждения. Существуют два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называет аналитически­ми. Пример аналитического суждения: «Все тела име­ют протяжение». В этом суждении предикат — понятие «протяжение» — не дает никакого нового знания сравни­тельно с тем знанием, которое имеется в понятии «те­ло»— в субъекте суждения. Рассматривая понятие «те­ло», мы находим среди прочих его признаков признак «протяжения». Признак этот логически выводится из субъекта — из понятия о теле.

Но есть суждения, в которых связь между субъектом предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта. В них предикат не выводит­ся из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими. Пример синтетического суждения: «Некоторые тела имеют тяжесть». Понятие о теле не заключает в себе необходимо при­знак «тяжесть», он соединяется в мысли с понятием о теле; такое соединение Кант называет синтезом. В свою очередь синтетические суждения Кант делит на два класса. В одном из них связь предиката с субъектом мыслится потому, что связь эта обнаруживается в опы­те. Таково, например, суждение «некоторые лебеди чер­ны». Такие синтетические суждения именуются Кантом апостериорными. Другой класс составляют синтетиче­ские суждения, в которых связь между предикатом и субъектом не может основываться на опыте. Она мыс­лится как связь, предшествующая опыту и не завися­щая от него. Такие синтетические суждения Кант назы­вает априорными, например: «Все, что случается, име­ет причину». Суждение это, по Канту, априорное, так как мыслимая в нем связь между его субъектом и пре­дикатом не может основываться на опыте: в суждении говорится обо всем, что случается, но из опыта нам может быть известна лишь часть того, что случается.

Так как Кант приписывает априорным синтетическим суждениям первостепенное значение, то основной для него вопрос об источниках знания, о видах знания и его границах формулируется как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знания. Канта интересуют главным образом три вида знания: математика, теоретическое естествознание и «метафизика» (умозрительное познание всего сущего). Поэтому вопрос об априорных синтетических суждениях он ставит в троякой форме: 1) как возможны такие1 суждения в математике; 2) как возможны они в теоре­тическом естествознании и 3) возможны ли они в «ме­тафизике». Исследования вопросов о возможности ап­риорных синтетических суждений в научном и фило­софском знании. Кант называет «трансцендентальными», а свое учение, в котором он пытался дать ответ на эти вопросы,— «трансцендентальным идеализмом».

Решение этих трех вопросов Кант связывает с ис­следованием трех основных познавательных способно­стей: 1) чувственности, 2) рассудка и 3) разума. Чувст­венность— способность к ощущениям, рассудок — способность к понятиям и суждениям, разум — способность к умозаключениям, доходящим до «идей». «Идеи» — по­нятия разума о безусловном единстве всех