Объективный идеализм Шеллинга

 

Философия природы

 

Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма - Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854). Он получил образование в духовной семинарии и в Тюбингенском универ­ситете. Первые его работы по философии природы привлекли внимание естествоиспытателей и философов. В 1798 г. Шеллинг был приглашен в Иенский универси­тет на должность профессора философии. В Иене он написал важнейшие натурфилософские сочинения. Впо­следствии Энгельс писал об этом периоде деятельности Шеллинга: «Его ум, находившийся в состоянии броже­ния, рождал тогда светлые, как образы Паллады, мыс­ли, и некоторые из них сослужили свою службу в позднейшей борьбе» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, М., 1956.). Однако Шеллинг не оправдал надежд молодого прогрессивного поколения Германии. Он встал на сторону политической реакции. От фило­софии природы и учения о свободе, которые он разви­вал, применяя метод диалектики, Шеллинг переходит к реакционной философии религиозного откровения, к реставрации неоплатонической мистики.

В философской эволюции Шеллинга самый важный этап — разработка философии природы. В сочинениях этого времени важен и предмет исследований Шеллин­га, и метод его исследований. У Фихте природа рас­сматривалась не сама по себе, а только с точки зрения этики. Для Фихте все значение природы в том, что она противодействует нравственной деятельности, а послед­няя побеждает в человеке его природные склонности. Для Шеллинга, напротив, природа — самостоятельный предмет изучения. Следуя своему философскому инте­ресу и интересу в области естественных наук, он стре­мился поставить природу в центр исследования.

К исследованию природы Шеллинга привлек не только личный интерес. Период деятельности Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в области физики, химии и физиологии. Шеллинг вводит эти идеи в свое учение о природе — в «натурфилософию». Это учение идеалистично: сама материя, па Шеллингу, духовна. Но вместе с тем он вносит в учение о природе идею разви­тия: природа, лишенная сознания, предшествует возник­новению сознания в человеке. Переход к сознанию идет через ряд все более высоких ступеней развития.

Философия природы Шеллинга часто вступала в про­тиворечие с результатами исследования специальных наук о природе. Поэтому она по своему содержанию быстро утратила свое значение с дальнейшими успе­хами естественных наук. Однако идеалистическое в своей основе воззрение Шеллинга на природу сыграло положительную роль: оно ограничивало господство­вавший в естествознании XVIII в. механицизм и вело к понятию о всеобщей связи явлений природы.

Самым важным достижением философии природы Шеллинга было введение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений. До Шеллинга имелись лишь за­чатки диалектики в понимании природы; философы ог­раничивались общим понятием о естественном развитии, а самый ход развития природы понимался механи­стически. Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы отыскание в природе реальных динамических противоположностей. Тем самым филосо­фия природы Шеллинга превращается в идеалистиче­скую диалектику природы.

Учение о диалектических противоположностях в при­роде Шеллинг дополнил учением о диалектике форм мышления в познании. Согласно Шеллингу, обычное ло­гическое мышление есть мышление рассудка. Оно дает нам познание низшее в сравнении с познанием, доступ­ным разуму. Формы разумного познания не умозаклю­чения и не доказательства, а непосредственное (интуи­тивное) созерцание предмета. Разум непосредственно усматривает в вещах единство противоположностей. Од­нако субъектом такого познания может быть, по Шел­лингу, только философский и художественный гений.

Критика рассудка, развитая Шеллингом, содержала в себе одновременно и рациональный смысл, и опасность превращения ее в отрицание рассудка и логики. Рациональный смысл этой критики состоял в подготовке диалектического учения о единстве противоположностей. К исходу XVIII в. Шеллинг пришел к выводу, что разработанная им философия природы решает только наполовину задачу построения философской системы. Кроме философии природы, принимающей за первичное объект, необходимо и другое учение: «Исходя от субъективного, как от первичного и абсолютного», необходимо показать, «как отсюда возникает объективное» (Ф. Шеллинг, Система трансцендентального идеализма. Л., 1936, стр. 14). Это так называемая трансцендентальная философия, натурфилософия и трансцендентальная философия делят между собой два единственно возможных, по Шеллингу, направления философствования.

Учение трансцендентальной философии Шеллинг из­ложил в «Системе трансцендентального идеализма» (1800). В ней субъективное рассматривается как пер­вичное и как единственная основа всей реальности. При этом Шеллинг разъясняет, что его «трансцендентальный идеализм» не есть учение субъективного идеализма. Че­рез все содержание «Системы трансцендентального иде­ализма» проходит мысль, что принятию за исходное по­ложение субъективного с одинаковым правом должно противопоставить в натурфилософии исследование, для которого первичным будет объективное. В «Системе трансцендентального идеализма» речь идет не о субъ­ективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания — о непосредственном созерца­нии разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».

Предпосылкой философии природы Шеллинга и его «трансцендентального идеализма» была мысль о тожде­стве духа и природы. В работе Шеллинга «Изложение моей системы философии» (1801) идея тождества про­возглашается основной проблемой всей философии. Здесь исходным понятием служит понятие абсолютного разума. Кроме него, утверждает Шеллинг, нет ничего. В абсолютном разуме субъект и объект неразрывно свя­заны, образуют «целостную неразличимость субъектив­ного и объективного». Разум перестает быть чем-то субъективным, а так как объект возможен только по отношению к мыслящему субъекту, то разум перестает быть и чем-то объективным. Философия приходит к ис­тинному «в себе» сущему, которое есть тождество субъ­ективного и объективного.

В абсолюте совпадают все противоположности, и в нем же кроется начало обособления и выделения (диф­ференциации) как основа его действительности. Само­сознание разума есть самосознание бога, ибо бог, по утверждению Шеллинга, и есть разум. Таким образом, задуманная как учение крайнего рационализма, система тождества в этих последних утверждениях становится на путь иррационализма и мистики.

В боге Шеллинг видит прежде всего личность. Разли­чие между богом и человеком в том, что в боге его личность и свобода бесконечны, а в человеке ограниче­ны. Философия природы Шеллинга имела, как было сказано, прогрессивное значение, но вся его философская система в целом превращается приблизительно с 1815 г. в реакционное учение — в «философию мифоло­гии и откровения».

Разрабатывая «философию откровения», Шеллинг ополчается не только против своей же философии при­роды, он выступает даже против своих ранних взглядов на религию. В 1803 г. в своих «Лекциях о методе ака­демического изучения» Шеллинг обосновывал необхо­димость историко-критического метода исследования Библии. Теперь он выступает против этого метода.

Позиция Шеллинга в этот период была настолько реакционна, настолько шла вразрез с устремлениями передовой науки, что публичная пропаганда новой «фи­лософии откровения», начатая в 1841 г. с величайшей помпезностью и торжественностью в Берлинском универ­ситете, полностью провалилась. Шеллинг не только не нашел последователей, но и получил достойный отпор. В блестяще написанных памфлетах молодой Энгельс разъяснил сущность происшедшего поворота Шеллинга к религии и мистике, реакционное содержание «филосо­фии мифологии и откровения», ее полную