Философия духа - раздел История, ОЧЕРК ИСТОРИИ Третья Часть Философской Системы Гегеля – Философия Духа – Посвящена Рассмотр...
Третья часть философской системы Гегеля – философия духа – посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», т. е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, Духовное содержание находится в постоянном конфликте с ограниченной и инертной материальной формой. Не то в истории человечества: здесь «эта же идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя». Таким образом, философия духа Гегеля есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и самопознания.
Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропологии, феноменологии, психологии), учении об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого организма, о характере, темпераменте и т. п. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первостепенное значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких оснований для расизма. «Человек сам по себе разумен; в этом заключается возможность равноправия всех людей, отсюда вытекает никчемность упорно отстаиваемого различения человеческих пород на привилегированные и бесправные» (Гегель. Соч., т. III, стр. 70.). Гегель тем не менее полагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения «абсолютного духа», ввиду чего различия между, ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что выступление личности против существующих общественных порядков представляет собой юношеское увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, «работает в пользу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранения существующего порядка, а не в разрушении его...» (Гегель. Соч., т. III, стр. 89). Эти отдающие филистерством рассуждения Гегеля показывают, что Гегель, как идеолог слабой немецкой буржуазии, обосновывал необходимость социального прогресса в рамках «существующего порядка», т. е. феодального строя.
Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит «объективный дух». Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество (экономические отношения) и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которых рассматриваются как необходимые стадии развития объективного нравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем на голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, несомненно, имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с развитием всей совокупности общественных отношений.
Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, является свобода, то право определяется как осуществление, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произволу. Однако Гегель не видит классового характера
правовых отношений, отражающих волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривается не как определенная историческая форма общественных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.
Таким же спекулятивным путем Гегель выводит из понятия права основные черты «гражданского общества», ставя на голову действительные отношения между экономическим строем и надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа и подлинную основу экономических отношений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жизни. В рамках этой идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.
История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь постепенно, на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным. Исторически прогрессивное значение этого положения Гегеля заключалось в том, что оно обосновывало борьбу за демократию, против феодального произвола. Но Гегель понимал свободу преимущественно как свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу личности.
Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек-де еще не осознал, что свобода составляет его сущность; поэтому здесь, по утверждению Гегеля, все — рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность; они-то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и потому остаются рабами. Как идеалист, Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими условиями. Он выводит рабство из сознания людей, утверждая, что «самосознание, которое предпочитает жизнь свободе, вступает в отношение рабства» (Гегель. Введение в философию. М., 1927, стр. 92). В основе рабства лежит, следовательно, рабское сознание; действительное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, или христианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.
Объявляя, что свобода уже достигнута германскими народами, и прежде всего немцами, Гегель не только извращал понятие свободы, но и до крайности ограничивал задачи буржуазно-демократического преобразования общества. Он считает, что для достижения всеобщей свободы нет необходимости уничтожать феодальную собственность, сословия, монархию, для этого достаточно ликвидации крепостного права, установления свободы совести и некоторых гражданских свобод, а также ограничения монархии конституцией. Конституционная монархия представлялась Гегелю вершиной общественного прогресса, и это показательно для идеолога немецкой буржуазии, приспосабливавшейся к феодальной реакции.
Реакционной чертой философии истории Гегеля является возвеличение германских народов, в особенности немцев, и пренебрежительное отношение к народам Востока, которые изображаются Гегелем как навсегда остановившиеся в своем развитии, не имеющие будущего. Изменяя диалектике, отрицающей абсолютный покой и неизменность, Гегель доказывал, что «всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало» (Гегель. Соч., т. VIII, стр. 98). Эти реакционные идеи впоследствии были подхвачены идеологами империализма.
Государство Гегель считает высшим воплощением свободы, шествием бога («абсолютной идеи») по земле. Такое понимание государства хотя и направлено против феодального произвола, сепаратизма и партикуляризма, вместе с тем было враждебно делу революционной борьбы против существовавших в Германии феодальных государств. Поскольку государство объявлялось высшей разумной силой общественного развития, постольку заранее осуждалась революционная инициатива «низов», народных масс в истории. Кроме того, это идеалистическое толкование сущности государства затушевывало его классовую природу. Аппарат классового господства, диктатура эксплуататорских классов идеализировались Гегелем.
Искусство, религия и философия, по учению Гегеля,— высшие формы самосознания «абсолютного духа»: в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию (и в известной мере также и науку вообще) Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного, представления. Поэтому, хотя философия, по Гегелю, выше религии, содержание философии, в конечном счете, совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается «абсолютная идея», выражающая в системе Гегеля и бога и мир в Целом. Гегель, следовательно, игнорирует противоположность науки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая философия против религиозного мировоззрения.
В гегелевской философии духа особенно ярко сказались свойственные этому мыслителю и немецкой буржуазии того времени вообще консервативные, а частью и прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно на этом основании совсем отрицать положительное значение этой части философской системы Гегеля и таких е произведений как «Философия истории», «Философия права», «Лекции по эстетике» и т. д. И в этих трудах имеются прогрессивные идеи теоретическое обоснование необходимости буржуазного развития Германии, и здесь обнаруживаются гениальные диалектические положения. Энгельс, говоря о гегелевской философии истории, философии права, истории философии, эстетике, отмечал, что «в каждой из этих различных исторических областей Гегель старается найти и указать проходящую через нее нить развития» (К, Маркс и Ф, Энгельс. Соч., т, 21, стр. 278).
Все темы данного раздела:
Марксистское понимание предмета истории философии как науки.
История философии как наука всегда занималась и занимается исследованием возникновения и развития учений, дающих то или иное решение проблем философии, то или иное, материалистическое или идеалисти
Принцип партийности в истории философии.
Марксизм-ленинизм исходит из того, что история философии всегда была и является ныне ареной борьбы партий в философии — материализма и идеализма; в этой борьбе находят свое выражение общественные и
Марксистский принцип историзма в применении к истории философии.
Изучая и оценивая философски системы прошлого, марксизм подходит к, ним конкретно исторически Ленин говорил, что о мыслителях следует судить не по тому, чего они не дали в сравнении
История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии.
Вокруг понимания истории философии, ее предмета и метода в настоящее время идет острая идеологическая борьба марксизма-ленинизма против реакционных идеалистических концепций совреме
Сущность марксистского метода в истории философии.
Диалектический иисторический материализм видит в философии две стороны: познавательную, поскольку философия в той или иной мере осуществляет функции познания мира и в определенных условиях функции
Некоторые общие и особенные закономерности развития философии.
Марксизм-ленинизм различает все общие диалектические, присущие всем формам развития бытия и познания, особенные закономерности, характерные для всех форм общественного сознания, в том числе и для ф
Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика.
Философия, как и другие формы идеологии, характеризуется относительной самостоятельностью развитий. «Раз возникнув, всякая идеология, - писал Энгельс, - развивается в связи со всей совокупностью су
Основные периоды развития философии
Поскольку развитие философии, как и других форм общественного сознания, в конечном счете, определяется возникновением и развитием общественно-экономических формаций и их сменой, ма
Значение истории философии как науки.
История философии есть философская и вместе с тем историческая наука. Изучение ее дает возможность понять развитие мысли человечества и ее закономерности, осмыслить великий опыт познания мира челов
Философия в Древней Индии
Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого
Джайнизм
В Результате развития древних учений «мудрецов» возникла философия джайнизма. Последний в ряду «мудрецов» — Вардхамана, живший, по преданию, в VI в. до н. э., получил прозвище Побед
Буддизм
В VI – V вв. возникает религиозное учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были
Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята
О первых учениях древнеиндийской философии судить не легко, так как сочинения, особенно произведения философов-материалистов, утеряны, а сообщения о древнейших учениях, идущие от по
Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.
В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. В этих системах тексты Вед рассматриваются в качестве священных книг подобно древнееврейской Библии и новозаветной
Философия санкхья
Очень древней формой философии в Индии было учение санкхья. Основатель его Капила жил, согласно некоторым источникам, около 600-х годов до н.э.
Учение санкхья предполагает два начала: вeще
Материалестическая система ньяя
Основателем ньяи считается мудрец Готама (или Гаутама). Наиболее древние тексты школы восходят к III в. до н. э., остальные написаны не ранее чем в первых веках на
Материалистическая система вайшешика
Одна из наиболее зрелых систем древнеиндийского материализма — система ваишешика. Название школы происходит от слова «вишеша», означающего «особенность», и указывает, что для вайшеш
Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей
В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства основоположником которого был Конфуций (551—479 до н. э.). Он внес серьезный вклад
Учение Моцзы. Теория познания моистов.
Против конфуцианской школы вы ступил Моцзы (Мо Ди) (479—400 до н. э.). Он призывал людей оказывать друг другу помощь независимо от социального положения. В противов
Учение Лаоцзы о дао и его последователи
В развитии философии Древнего Китая важное значение имел даосизм — учение Лаоцзы о дао — пути вещей. Основная идея Лаоцзы (VI—V вв. до н. э.) — жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а
Наивно-материалистические взгляды Сюньцзы.
Наивно-материалистические идеи получили дальнейшее развитие в учении одного из крупнейших представителей конфуцианства — Сюньцзы (298—238 до н. э.). Сюньцзы в отличие от других конфуцианцев считал,
Материализм школы фацзя.
Идеологами этих новых социальных сил были представители ведущего в то время идейного направления фанця (законники). Они были сторонниками установления государственных законов ради преобразования об
Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры
На рубеже нашей эры древнекитайское общество переживало глубокий кризис. Шли войны между различными группами знати, положение народных масс становилось все более тяжелым, восставали рабы, свободные
Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
Древний Вавилон и Египет были рабовладельческими государствами. Рабский труд применялся для создания оросительных сооружений, для постройки пирамид, храмов и дворцов. К концу IV —на
ГРЕЦИИ И РИМА
Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII—VI вв. до н. э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Ита
Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развились рабовладельческое производство,
Пифагор
Выходцем с греческого Востока был также Пифагор из Самоса (ок. 580—500 до н. э.), переселившийся при тиране Поликрате в Южную Италию, где он основал в греческом городе Кротоне рел
Возникновение противоположности диалектики и метафизики
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н. э.). Гераклит по происхождению аристократ, отстранивш
Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
В V в. до н. э. в Южной Италии наряду с Элеей и городами, где жили пифагорейцы, новым очагом философской мысли стал сицилийский город Агригент, место деятельности Эмпедокла.
Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий
(V–IV вв. до н. э.)
В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой
Атомистический материализм Демокрита
В V в. до н. э. возникает новая форма материализма — атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем, которого был Демокрит.После Зенона, доказывавшего, что гипотеза
Взгляды Демокрита на общество
Демокрит обнаруживает большой интерес к познанию общественных явлений. Политику он рассматривает как важнейшее искусство, задача которого — обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладел
Аристотель
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель (384—322 до н. э.), создавший самобытное философское учение — одно из величайших в древнегреческой философии. Уроженец фра
Физика, космология Аристотеля
Если атомисты предполагали существование множества миров, а пифагорейцы — движение Земли вокруг центрального мирового огня, то космология Аристотеля геоцентрическая, т. е. основыва
Общественно-политическая теории Аристотеля
В своих исследованиях общественно-политической жизни Аристотель выдвинул ряд глубоких мыслей. Как отметил Маркс, Аристотель наряду с анализом явлений природы, общественных явлений
Первое течение охватывает период от IV В. до н. э. до III В. до н.э..
и затем от I в. до н. э. и до II в. н. э. Основным учением античного скептицизма был постулат воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с то
Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
В Риме, основой экономики которого издревле было земледелие, развитие рабовладельческих отношений оказалось тесно связанным с ростом государства в качестве сильной военной державы и с распростране
Борьба идейных течений в период раннего средневековья
В III—IV вв. нашей эры Китай переживал глубокий кризис. В страну вторглись гунны, а за ними и другие варварские племена. До конца VI в. вся северная часть Китая находилась под пятой иноземных зав
Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
Воззрения Хань Юя получили дальнейшее развитие в учениях неоконфуцианцев — братьев Чэн Хао (1032—1085) И Чэн И (1033—1107), а также Чжу Си (1130—1200). В истории китайской философии братья Чэн впе
Между материализмом и идеализмом
При династии Минов (1368—1644), когда резко обострились все противоречия феодального общества, матерйалистические учения, обращенные против неоконфуцианского идеализма, становятся
Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв.
В XVI в. кризис китайского феодализма усугубляется новыми, все более частыми нападениями северных племен и нашествиями японцев. В середине XVII в. Китай был завоеван маньчжурами. В этот критический
Философская мысль в Индии
Феодальные общественные отношения в Индии зародились еще до нашей эры, но окончательную победу нового способа производства обычно относят к IV— VI вв. н. э. Завоевание Индии мусульманами в VII— VI
Философская мысль в Японии
Философская мысль в Японии зародилась в эпоху феодализма под влиянием китайской, индийской и корейской философии. Господствующей идеологией в Японии в XIII—XV вв. были конфуцианство и буддизм. Яп
Философская мысль в Византии
В эпоху феодализма в Византии, как и в других странах, от философии, считавшейся «служанкой богословия», требовали, чтобы она обосновывала догматы религии, доказывала бытие бога и бессмертие души.
Философская мысль в Иране
В Иране и сопредельных с ним странах Ближнего Востока с древних времен господствовал маздаизм (религия, в которой высшим богом признавался Ахурамазда, в греческой передаче Ормузд). В собрании свящ
Философия в арабских странах
В начале VII в. в Аравии в связи с глубоким переворотом в общественной жизни, связанным с разложением первобытнообщинного строя и развитием феодальных отношений, возникает новая религия — ислам.
Арабоязычная философия на Западе
В то же время арабоязычная философия достигает блестящего расцвета на Арабском Западе (на территории нынешней Испании и в западной части Северной Африки). Дальнейшее развитие перипатетизм получает
Еврейская философия
В эпоху феодализма в тесной связи с арабоязычной философией развивалась еврейская философия. Многие еврейские ученые в то время писали свои сочинения на арабском языке. В еврейской философии средн
Философская мысль Азербайджана
В Азербайджане феодальные отношения складываются в III—IV вв. В конце VII в. страна была завоевана арабами. Здесь, как и во всем Закавказье и Средней Азии, философская и общественно-политическая мы
Философская мысль Армении
Возникновение и формирование общественной и философской мысли в Армении относится к IV в., когда Ев стране начали складываться феодальные отношения. Значительное место среди армянских мыслителей эт
Философская мысль Грузии
В IV в. в Колхиде (Западная Грузия) существовала школа риторического и философского образования — средоточие античной культуры. В противовес церковной догматике уже в VI в. начинает складыватьс. св
Философия народов Средней Азии
Средняя Азия — один из древних очагов цивилизации. Феодальные отношения начали здесь складываться в IV—VI вв. В IX—X вв. народы Средней Азии освобождаются от власти Арабского халифата, возникают
Феодальном обществе
На развалинах рабовладельческого философии в строя в Западной Европе возникло феодальное (крепостническое) общество. Основными его классами были крестьяне-хлебопашцы на землях, принадлежавших помещ
Христианская апологетика и патристика
Христианство на Западе не стало безраздельно господствующей религией. В Византии и Риме, в эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки, в принявших новую веру странах Западной Европы
Августин
Из всех западных «отцов церкви» наибольшее влияние на развитие философии феодального общества вплоть до XIII в. оказал Августин (354—430). Уроженец Тагаста в африканской Нумидии,
Реализма с номинализмом
Главным направлением в развитии философии феодального общества была так называемая схоластика (от латинского слова schola — школа) - философия, преподававшаяся в школах, а с середины XII в. — в уни
Реализм» XIIв.
В XI в. видным «реалистом» был уроженец Северо-Западной Италии Ансельм (1033—1109). Он начал свою деятельность в Нормандии, с 1903 г. и до своей смерти был архиепископом Кентербер
Мистика в западной философии XII в.
Мистикой называют веру в способность человека вступать в непосредственное общение с богом, «растворять» собственную личность в личности бога. Субъективное чувство (иллюзию) связи или единения с б
Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в.
XIII век был вершиной развития западной схоластики, эпохой ее зрелости и расцвета Причины этого подъема в конечном счете коренились в развитии общественной жизни. XIII век — время значительного ро
Главные представители схоластики XIII в.
Самыми крупными схоластиками XIII в. были Альберт Больштедтский, Фома Аквинский, Дуне Скот и Раймунд Луллий. Альберт Больштедтский происходил из г
Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон
XIII век выдвинул не только крупных систематизаторов схоластики, но и ряд видных ученых. Крупнейшим из них был Роджер Бэкон (ок. 1214—1292). Образова
Номиналисты XIV в. Школа Оккама
XIV век был ознаменован новым плодотворным для философии и науки подъемом номинализма. Крупнейшим его деятелем был Уильям Оккам (ок. 1300 — ок. 1350).
III. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В IX—XVII вв.
На протяжении многих веков славянским народам пришлось вести упорную борьбу с гуннами, аварами, хазарами, печенегами, половцами и другими степными кочевниками, пытавшимися покорить их. В VI—VIII вв
Философские идеи в произведениях ХI – ХIV вв.
В «Повести временных лет» Нестора ставится вопрос, «откуда есть пошла Русская земля». Автор задался целью проследить историю древних славянских народов, показать исконную об
Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв.
Передовую мысль России в XI¾XIII вв. особенно волновали судьбы страны, вопросы о том, как покончить с удельной раздробленностью
и враждой княжеств, как отстоять
Социальная философия в России в XV–XVII вв.
Монголо-татарское иго XII—XV вв. нанесло Руси колоссальный урон, неслыханные бедствия и страшные опустошения. Оно на столетия задержало экономическое, политическое и духовное разви
Философская мысль в XVII в.
Видный писатель и мыслитель - Симеон Полоцкий (1629—1680) ратовал за «доброе» законодательство и «хороших» правителей, осуждал тиранов, невежество. В «Вертограде мног
Возникновение буржуазной гуманистической культуры
Отмеченные выше социально-экономические изменения привели к возникновению довольно многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. Если в средние века ученые и философы, как правило,
Политические и социологические учения
Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т. д. Один из главных моментов нового взгляда на общество — понимание общества как суммы независимых друг о
Николай Кузанский
Первым выдающимся пантеистом рассматриваемой эпохи был Николай Кузанский (1401—1464). Он идеалистически решал основной вопрос философии: природа, включая и человека, предст
Развитие естественных наук. Николай Коперник.
Огромный рост естественнонаучного знания в эпоху Возрождения получил свое выражение в ряде открытий первостепенной важности. Особенно большие успехи сделала математика. Строительство больших зда
Джордано Бруно
Характеризуя эпоху Возрождения, Энгельс указывает, что это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,
Натурфилософские взгляды Бруно
В учении о Вселенной итальянский мыслитель высказал еще одну очень важную мысль, порывавшую с аристотелевско-схоластическим представлением о принципиальной противоположности вещества Земли, состоя
Леонардо да Винчи
Среди блестящего созвездия художников, скульпторов и ученых выделяется своей многосторонностью и ученостью Леонардо да Винчи (1452—1519). Образование он получил в х
Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконс
Галилей как представитель механистического материализма
Отмеченная особенность разработанной Галилеем методологии определила и отличительные черты его философских воззрений, которые в целом можно охарактеризовать как черты механистическ
Основоположники буржуазной философии Ф. Бэкон и Р. Декарт
В течение XVI—XVII вв. в наиболее передовых странах Западной Европы в недрах старого, феодального общества развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия все более выделяется
Френсис Бэкон
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы был Фрэнсис Бэкон (1561 —162
Проблема метода в учении Декарта
Как и Бэкон, Декарт видит важнейшую цель знания в господстве человека над силами природы и в усовершенствовании самой человеческой природы. Он ищет, безусловно, достоверный исходный тезис для всег
Томас Гоббс
Великий английский материалист Томас Гоббс (1588 – 1679) был современником английской буржуазной революции, открывшей новую эпоху в истории Англии. Правда, после р
Учение Т. Гоббса о природе
Гоббс, как указывает Маркс, был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по учению Гоббса, есть совокупность тел, ибо ничего бестелесного не существует. Бестелесная субстанц
Учение Т. Гоббса о познании
Эти материалистические и атеистические положения определяют общий характер теории познания Гоббса. Познание осуществляется посредством «идей». (Термин «идея» в английской философско
Учение Гоббса о государстве и праве
Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В этом учении он пытается разложить такое сложное целое, как государство, на его основные элементы, а послед
Философия Спинозы
В середине XVII Нидерланды были, так же как и Англия, передовой капиталистической страной Европы. Уже во второй половине XVI в. в Нидерландах произошла буржуазная революция. В резу
Учение Спинозы о познании
Теория познания Спинозы, как и все его учение, имеет материалистический и рационалистический характер. Низшую ступень знания, по его мнению, составляет знание, основывающееся на воображении. Это
Атеизм Спинозы
Спиноза сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия Нового времени. Свои понятия о религии и свой взгляд на ветхозаветную Библию Спиноза изложил в обширном «Богословско-пол
Материалистическая философия Локка
Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Джон Локк (1632—1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма — происхожден
Социально-политические взгляды Локка
Локк разработал также учение о государстве, о государственной власти и о праве. Учение это — одна из виднейших в XVII в. теорий «естественного права». Кроме свободы, по мнению Локка, в естественно
Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
Философия Локка оказала сильное влияние на развитие английского Просвещения XVII—XVIII вв. (так называется широкое философское течение, направленное против идеологии феодального общества). Просве
Субъективный идеализм Беркли
Джордж Беркли (1684—1753) родился в Ирландии в английской дворянской семье. Образование он получил в Дублинском университете. Здесь господствовал дух схоластики. Главными п
Агностицизм Д. Юма
Английский философ, психолог историк и экономист Давид Юм (1711 — 1776) был современником Беркли. Он испытал его влияние, но отклонился от него в своих выв
Объективный идеализм Лейбница
В сравнении с Нидерландами и Англией Германия второй половины XVII в. была страной отсталой. Вслед за потерпевшей неудачу. Крестьянской войной (1525 г.) в XVII в. разразилась Тридцатилетняя война,
Учение Лейбница о бытии
Так же как Декарт и Спиноза, Лейбница развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность, или телесность, к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть
Французское Просвещение XVIII в.
История Франции второй половины XVIII в. являет классический пример того, как в политической оболочке феодального общества развивается и зреет общественный уклад нового, капиталистического обществ
Вольтер
Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказалВольтер (Франсуа Мари Аруэ,1694— 1778). Чрезвычайно одаренный, Вольтер вошел в истор
Кондильяк
Этьенн Бонно де Кондильяк (1715— 1780)—один из самых основательных и систематических умов французского Просвещения. В развитии философии Кондильяка можно выделить три периода. В п
Немецкое Просвещение
В XVIII в. Германия развивалась по капиталистическому пути, однако в сравнении с Англией и Францией развитие это было замедленным, запоздалым и ему приходилось преодолевать большие препятствия.
Лессинг
Над всеми деятелями немецкого просвещения возвышается гигантская фигура Готхольда Эфраима Лессинга (1729—1781). Он был одновременно выдающимся писателем, драматургом, критиком, э
Французский материализм XVIII в.
Начиная примерно с середины XVIII в. во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский мат
Учение французского материализма о познании
На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания от опыта, от ощущений, преобразующихся на более высокой ступени развития в фор
Учение французского материализма о человеке и обществе
В учении об обществе французские материалисты остаются еще, как и все домарксистские философы, идеалистами. Однако они выступают против идеалистически-теологического понимания исто
Энциклопедия
Дидро был самым выдающимся мыслителем в кругу французских материалистов XVIII в. Он превосходил Ламетри, Гольбаха и Гельвеция своей разносторонней одаренностью и влиянием, какое ег
Конца XVII — первой половины XVIII в.
С XVII в. в России в недрах господствующего феодально-крепостного строя на основе роста товарного производства начинают постепенно складываться новые, буржуазные экономические отношения. Одновре
Материализм М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765) был выдающимся ученым-естествоиспытателем и мыслителем-материалистом, оставившим неизгладимый след в развитии естественнонаучной и
Материалистическое учение Ломоносова о природе
Великой заслугой Ломоносова было то, что он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступил против мистицизма и идеализма, проложил новые пути в науке, соединяя сме
Теория познания
В теории познания Ломоносов придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал
чувственные восприятия, перерабатываемые затем разумом в понятия и идеи. Все изм
Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.
Общественно-политические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733—1788), Семена Ефимовича Десницкого
Философские идеи просветителей
Поставив вопрос о назначении философии, Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились освободить ее из-под опеки теологии, трактовали ее как вполне самостоятельную науку, доказыва
Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
В условиях господства религиозно феодальной идеологии большоезначение имели труды «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» Аничкова (1769), «Юриди
Социологические идеи
В своих трудах русские просветители ставили вопрос о естественном праве и общественном договоре. Поленов, Фонвизин, Новиков и другие делали из теории естественного права антифеодаль
Украинские просветители. Г.С. Сковорода
Самобытным украинским мыслителем в XVIII в. был Григорий Саввич Сковорода(1722—1794). После обучения в Киевской духовной академии Сковорода долгое время путешество
Философские воззрения А. Н. Радищева
Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — зачинатель революционной мысли в России, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубокий мыслитель-материалист.
Материализм Радищева
Материалистические идеи Радищева опирались на достижения естествознания XVIII в., учения французских энциклопедистов и русскую материалистическую традицию, идущую от Ломоносова. Материализм Радище
Социологические воззрения Радищева
Главной движущей силой общественного прогресса Радищев считал человеческий разум, просвещение. Вместе с тем большое значение в развитии общества он придает труду, выражая сожаление о том, что труд
Просветители и ученые-материалисты
Под влиянием Радищева антикрепостнические идеи в России в конца XVIII —начале XIX в. проповедовали В. Пассек, Ф. Кречетов, И. Пнин, А. Бестужев, В. Попугаев, А.Кайсаров, В.Малиновский
Философские и социологические взгляды декабристов
Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической и философской мысли России первой четверти XIX в. была деятельность дворянских революционеров-декабристов. Говоря об осво
Философские воззрения декабристов
Философские воззрения декабристов не были однородными. Большинство декабристов были атеистами и вольнодумцами, материалистами в своих взглядах на природу. Так, декабристы Иван Дмитриевич Якушкин,
Декабристы-идеалисты
Часть декабристов придерживалась религиозных воззрений, признавала учение церкви о божественном промысле и провидении. П. Бобрищев-Пушкин, возглавивший на каторге так называемую религиозную конгре
Эстетика декабристов
Эстетические идеи декабристов были изложены в литературно-критических статьях и художественных произведениях А. Бестужева, К. Рылеева, В. Раевского, В. Кюхельбекера и других; под их влиянием развив
Критическая философия» И. Канта
Иммануил Кант родился в 1724 г. в семье ремесленника в Кенигсберге. Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а впоследствии и его ректором; зде
Докриткческий» период в работах Канта
В работах «докритического» периода наряду с философскими произведениями важное место занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. В этих работах Кант поставил вопрос о развитии в при
Философские работы Канта «критического» периода
В работах «докритического» периода Кант находился под влиянием рационалистической философии Лейбница — Вольфа. Рационалисты — учители Канта — полагали, что реальная связь между причиной и ее действ
Учение Канта о знании
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями: субъектом и преди
Учение о формах чувственного познания
Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о формах чувственного познания. По Канту, элементы математического знания не понятия, а чувственные
Учение Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
Кант разработал очень сложную по структуре теорию опосредствующих форм синтеза (связи) между категориями как чистыми понятиями рассудка и формами чувственного созерцания. В этом построении большую
Этика Канта
Что касается противоречия и свободы, то и оно, говорит Кант, не настоящее противоречие: человек поступает необходимо в одном отношении и свободно — в другом. Человек поступает необходимо, посколь
Социально-политические и исторические взгляды Канта
Социально-политические и исторические взгляды Канта складывались под влиянием идей французского и английского Просвещения, в особенности под влиянием Руссо. Вслед за Руссо Кант разв
Субъективный идеализм И. Фихте
Иоганн Готлиб Фихте родился в 1762 г. в крестьянской семье, рано выделился своими способностями и благодаря случайным обстоятельствам получил образование. П
Соотношение проблем теоретической и практической философии
Начав с критики немецких феодальных отношений, став борцом за воссоединение Германии, Фихте выдвигает на первый план вопросы «практической» философии — исследование морали, а также государственног
Этика Фихте
В «практической философии» Фихте — в его этике, учении о праве и государстве, учении о воспитании — центральным понятием является понятие свободы. Это понятие складывалось у Фихте под непоср
Объективный идеализм Шеллинга
Философия природы
Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма - Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854). Он полу
Диалектический идеализм Гегеля
Наиболее выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г, в Штутгарте в семье крупного чи
Философия природы
Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» л
Система и метод в философии Гегеля
В философии Гегеля необходимо строго разграничивать гегелевский диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и гегелевскую систему, т. е. его учение о природе и обществ
Новости и инфо для студентов