Взгляды Демокрита на общество

Демокрит обнаруживает большой интерес к познанию общественных явлений. Политику он рассматривает как важнейшее ис­кусство, задача которого — обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладельческой демократии.

В дошедших до нас отрывках Демокрит выступает как активный приверженец рабовладельческой демократии. «Бедность в демократии,— заявляет он,— настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граж­дан при царях, насколько свобода лучше рабства» («Материалисты Древней Греции», стр. 168). Важное место в мировоззрении Демокрита занимают вопросы о разделении труда, о производительной дея­тельности, о государстве и т. д. Демокрит отстаивает, ха­рактерное для рабовладельческого класса античной Гре­ции представление, о необходимости полного подчинения отдельного лица интересам государства. Он ставил воп­рос и о происхождении социальных учреждений: люди, по его мнению, первоначально жили подобно животным, пользуясь готовыми продуктами природы. Нужда, по­требность, была учительницей людей; человеческие «ру­ки, ум и сообразительность» под воздействием потреб­ности создали впоследствии общество: жилища, одежду, орудия труда и т. п.

Идеал Демокрита — жизнь, обеспеченная общим за­коном и порядком, безмятежная и благодушная. Важ­нейшим условием общественной жизни Демокрит счита­ет разделение труда, результаты которого он оценивает с точки зрения интересов рабовладельческого класса, В основе этических воззрений Демокрита лежит мысль о том, что разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем, смелостью духа и неустрашимостью мышления. Умение доходить до такого состояния дает обучение, ко­торое Демокрит не, отделяет от воспитания и без ко­торого нельзя достигнуть ни искусства, ни мудрости.

Учение Демокрита представляло собой огромный шаг вперед в развитии древнегреческого материализма. Характеризуя материалистическое направление в истории философии, В. И. Ленин называл его «линией Демо­крита», подчеркивая тем самым, что материалистическая философия была разработана Демокритом в глубокой, яркой и убедительной форме. Маркс и Энгельс называ­ли Демокрита «эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 126)

Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было оставлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспе­риментальные средства. На примере Демокрита особен­но ярко обнаруживается глубокая связь материалисти­ческой философии с наукой о природе, ее значение для этой науки. Материалистическая философия Демокрита поставила вопросы, решение которых стало одной из важнейших задач в последующем развитии естествозна­ния и философии. Не удивительно поэтому, что даже в XIX—XX вв. учение Демокрита подвергается атакам со стороны идеалистов, которые, как указывал В. И. Ле­нин, воюют, «как с живым врагом, с Демокритом, вели­колепно иллюстрируя этим партийность философии...» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 376.). До конца V в. до н. э. основным и объективный идеализм преобладающим типом древнегре­ческих философских учений был материализм. Идеалистические тенденции, выявляв­шиеся в некоторых из этих учений, например в элейском противопоставлении открывающейся уму достовер­ной истины недостоверному мнению, еще не сложились в осознанную систему.