Первое течение охватывает период от IV В. до н. э. до III В. до н.э..

и затем от I в. до н. э. и до II в. н. э. Основным уче­нием античного скептицизма был постулат воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с точки зрения скептиков, равносильных суждений.

Скептицизм сложился на основе идей, выработанных предшествующим развитием философии. Уже представители наивной диалектики первых греческих школ говорили о текучести всех вещей и явлений, об относительности качеств, воспринимаемых посредством чувств, об отсутствии оснований, которые делали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями. Идеи подобного рода развивались в учениях элеатов, софистов, в учении Платона о чувственно воспринимаемом мире. Однако лишь в эллинизма, т. е. в условиях разложения рабовладельческого способа производства, эти идеи привели к возникновению скептицизма как особого философского течения.

Родоначальником скептицизма был Пиррон 365—275 до н. э.). По его учению, философ — человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Желающий достигнуть счастья ответить на три вопроса: 1) из чего состоят 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую получим мы из нашего к ним отношения. На вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни нельзя утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный оно или ложный, так как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из невозможности однозначных утверждений метах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит, что не существует ничего достоверного чувственные восприятия, или впечатления, безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях — там, где высказывающий пытается от кажущегося и.являющегося заключать к тому, что существует по истине. Ответом на второй вопрос определяется, и Пиррну, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую ступень возможного для философа блаженства.

Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении его последователей Тимона, Энесидема и Секста Эмпирика, позднего представителя скептицизма, жившего во II в. н. э.

 

Эпикур

 

Философия Эпикура (341—270 н. э.)— высший этап развития древнегреческого атомистического материализма. Эпикур родился на острове Самос, учился у последователя Де­мокрита— Навсифана. После пятилетнего преподавания философии в Митилене и Лампсаке Эпикур переехал в Афины, где до конца своей жизни был главой осно­ванного им содружества, или школы («сад Эпикура»). Главной задачей философии Эпикур считал создание этики — учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии, если определено место, которое человек — частица приро­ды— занимает в самой природе. Этика должна, поэтому опираться на физику, включающую в себя учение о че­ловеке. В свою очередь разработке физики должно предшествовать исследование познания и его критерия («каноника»).

Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают вследст­вие неправильной оценки того, о чем свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят и по­этому не могут ошибаться. Даже иллюзии, галлюцина­ции не доказывают ложности ощущений. В отличие от Демокрита Эпикур не считает чувственные восприятия чем-то второстепенным, существующим лишь для «мнения», а не для науки. Главная деятельность логического мышления — индукция, обобщение. Так как восприятие — единственный критерий истинности, то оно крите­рий и для заключений о таких вещах, которые непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заклю­чения эти не были в логическом противоречии с данными восприятия. Поэтому логическая последовательность - важное условие истины.

Принимая исходные положения атомистики Демо­крита, Эпикур стремится доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости всех яв­лений природы не должно вести к выводам о невозмож­ности для человека свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе. Руководимый этой мыслью, Эпикур перерабатывает атомистическую тео­рию Демокрита. Если у Демокрита движение атома в пустоте вызывается механической внешней необходимо­стью, то Эпикур полагает, что движение это обусловле­но внутренним свойством атома — его тяжестью, кото­рая, таким образом, наряду с формой, положением и порядком становится важным объективным внутренним определением атома. С этой мыслью связано утвержде­ние Эпикура, что бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью. При движении атомы способны самопроизвольно отклоняться на не­большой угол по отношению к первоначальному — пря­молинейному — пути движения и, таким образом, пере­ходить с прямолинейных путей на криволинейные. Эта идея о самодвижении атома — оригинальный вклад Эпи­кура в развитие материализма. Наивно истолковывая отклонение атома, Эпикур полагал, что оно необходи­мое условие свободы человека.

Этика Эпикура сознательно направлена против ре­лигиозных суеверий, которые, согласно Эпикуру, прини­жают достоинство человека. Для Эпикура критерий счастья — в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло — то, что порождает стра­дание. Обоснованию учения о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством бо­гов в человеческую жизнь, страха перед смертью и за­гробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способ­ны вмешиваться в человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как Душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью.

Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью. Мудрец различает три вида удовольст­вия: 1) природные и необходимые для жизни; 2) при­родные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания — полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье фи­лософа.

Учение Эпикура было последней великой мате­риалистической школой древнегреческой философии. Последующие античные мыслители высоко почитали строй мыслей, характер и строгий, граничащий с аске­тизмом образ жизни Эпикура, на которые не могла бро­сить тень даже резкая полемика, какую против учения Эпикура вели его противники. Христианские же писа­тели средневековья всячески чернили нравственный облик Эпикура — великого борца против религиозных суеверий.

Греческий стоицизм

 

Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков (конец IV- III в.до н. э.), основанная Зеноном из Китиона на Кипре (ок. 366—264 до н. э.). Так же как и эпикурейцы, стои­ки главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и на учение о познании, кото­рое они называли логикой.

Физика стоиков возникла как синтез физики Аристо­теля, в частности учения о форме и материи, с некото­рыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стои­ков, напротив, мир есть единое тело — живое и расчле­ненное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Это учение имеет эклектический характер.

Единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отождествляется с богом. Учение о стро­жайшей необходимости всего происходящего в мире сочетается с учением о совершенстве и целесообраз­ности мира, в котором все части, тела и существа зави­сят от целого, определяются целым и его совершенст­вом.

Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового ша­ра телами и «пневмой»; эпикурейскому учению о мно­жестве миров — тезис о существовании одного-единственного мира; отрицанию целесообразности в мире — убеж­дение в том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев — учение о божественности мира и «пневмы», пронизывающей мир, и разума, обнаруживающего­ся в мире. От Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о периодически повто­ряющемся возвращении мира в огонь, а также учение о «логосе», или законе.

В этике противоположность между стоицизмом и эпи­куреизмом сказалась в вопросе о понимании свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев направлены к тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков же необ­ходимость («судьба», «рок») непреложна. Свобода, как ее понимает Эпикур, для стоиков невозможна. Действия людей отличаются не по тому, свободно или несвободно они совершаются — все они происходят только по необ­ходимости,— а лишь по тому, добровольно или по при­нуждению исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба согласного с ней ведет, противя­щегося тащит. Так как человек — существо обществен­ное и вместе с тем часть мира, то движущее его пове­дением естественное стремление к самосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о благе госу­дарства и даже до понимания обязанностей по отно­шению к мировому целому. Поэтому мудрец выше лич­ного блага ставит благо государства и при необходимо­сти не колеблется принести ему в жертву свою жизнь,