Борьба идейных течений в период раннего средневековья

В III—IV вв. нашей эры Китай пе­реживал глубокий кризис. В страну вторглись гунны, а за ними и дру­гие варварские племена. До конца VI в. вся северная часть Китая находилась под пятой иноземных завоевателей. Значительная часть населения была истреблена, экономика страны пришла в упадок. Господствующая знать проявила полное бессилие в раз­решении социальных проблем. В этих условиях конфу­цианская теология, господствующая идеология эпохи Хань (II в. до н. э. — II в. н. э.), перестала играть су­щественную роль в духовной жизни страны. Бурно рас­цвела религиозная мистика даоской секты и буддизма. Появились философы, которые выхолащивали мате­риалистическое содержание учения о дао и приспосаб­ливали его к потребностям религии. Принявший мисти­ческий характер даосизм перекликался с буддизмом, который проник из Индии на рубеже нашей эры. Буд­дисты проповедовали философско-теологические идеи об иллюзорности бытия и истинности небытия, о бессмер­тии души и ее перевоплощениях, о путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование са­мосознания.

Против мистики и идеализма в этот период выступил Целый ряд мыслителей. Особая заслуга в этом принад­лежит Фань Чжэню (V—VI вв.). Он доказывал, что потустороннего мира не существует и что душа челове­ка— одна из форм существования тела, со смертью че­ловека она исчезает.

В VII—IX вв., при династии Тан, феодализм в Китае достиг высокой степени развития. Бурно развивались феодальная культура, литература и искусство Китая. В этот период широкое распространение в Китае получил буддизм, оттеснивший на задний план конфу­цианство и даосизм. Но внутри буддизма шла ожесто­ченная борьба между различными сектами. Это обстоя­тельство в значительной мере подорвало силы буддистов и облегчило их противникам, в первую очередь конфуцианцам, отвоевание потерянных позиций. Конфуцианцы отстаивали интересы светских феодалов, которые вели борьбу с буддийскими монастырями, владев­шими в эпоху Тан огромной земельной собственностью и находившимися в привилегированном положении.

Среди философов-конфуцианцев в этот период вид­ное место занимает Хань Юй (768—824). Он и его последователи критиковали буддистов за то, что они своей! проповедью уводят людей в мир иллюзий, а не призывают их к решению вопросов земной жизни. В своей критике буддизма конфуцианские философы выдвинули некоторые материалистические положения. Однако в дальнейшем, когда конфуцианцы одержали победу над буддистами, они снова отказались от этих элемен­тов материализма, защищая и проповедуя идеализм. Более того, Хань Юй впоследствии использовал идеали­стические и мистические идеи буддизма и даосизма для обоснования конфуцианского этического учения и оп­равдания феодального строя. На этой основе и началось формирование так называемого неоконфуцианства в по­следующий период.